Горький вкус халявы
Незадолго до нового года Первомайский районный суд, наконец-то, поставил жирную точку в нашумевшем, но уже порядком подзабытом деле учредителя и владельца потребительского общества «Возрождение» Геннадия Смольнякова.
На скамье подсудимых перед потерпевшими (к слову, 69 из них не дожили до вынесения приговора) предстал сильно сдавший и постаревший мужчина с целым букетом хронических заболеваний. В нем трудно было узнать того импозантного господина с массивным перстнем на пальце, который десять лет тому назад раздавал платные интервью направо и налево.
Закономерный итог его деятельности — шесть с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима. Только кому теперь от этого легче? Судите сами: с момента создания «Возрождения» до вынесения вердикта прошло четырнадцать лет. Еще в самом начале это предприятие явно отдавало аферой. Да что там говорить — все признаки финансовой пирамиды были налицо.
Помнится, года так через два после начала агрессивной рекламной кампании «Возрождения» мы с журналистом Дмитрием Гулиным под видом клиентов посетили его офис на улице Володарского. По иронии судьбы потом в этом помещении откроется секс-шоп и будет продавать то, с чем Геннадий Смольняков, собственно, своих вкладчиков и оставил.
Видя скептический настрой на наших лицах, офисная работница предложила нам съездить за счет фирмы в строящийся коттеджный поселок Мичурино. Справедливости ради скажу, что две-три невзрачных «коробки» там действительно успели заложить. О том, что Смольняков создавал видимость бурной деятельности, свидетельствует контракт, заключенный в сентябре 2005 года между ПО «Возрождение» и ООО «Жигулевское СМУ» на поставку плит перекрытия. Добавим, что оплаты за товар самарская фирма ждала пять лет. Не дождалась.
Возвращаясь к визиту в офис: девушка также презентовала нам зелененькие брошюрки под названием «Взаимопомощь», где Геннадий Смольняков обосновывал экономическую целесообразность создания «Возрождения».
Сложно было ожидать от человека со средним образованием какого-то финансового изобретения. Посыл все тот же — на руках у населения в России скопилось от трех до шестидесяти миллиардов долларов свободных денег. И их нужно правильно освоить. Как? Вот нехитрый рецепт от Геннадия Викторовича — вложить эти «лишние» деньги в «Возрождение», естественно. И люди в очередной раз заглотили предложенную им наживку.
Скажем честно, если бы пирамиде не дали разрастись на начальном этапе (а правоохранители уже на таких делах середины 90-х собаку съели), то и пострадавших было бы меньше, и деньги еще какие-то можно было вернуть. Но попробуй их в этом упрекнуть. Скажут, что велась кропотливая работа по сбору доказательной базы. А сколько это времени занимает, так им лучше знать.
Что ж, посмотрим, как у них велась эта работа. Итак, ПО «Возрождение» было поставлено на налоговый учет 28 октября 2004 года. Об уставном капитале даже говорить смешно — 3 тысячи 250 рублей. Зато сразу два учредителя — непосредственно Смольняков и кузнецкое ООО «Теплострой». Его директор Сергей Лопатников одновременно являлся учредителем и фирмы «Юридические услуги» (ну, правильно — должен же был кто-то Смольнякова консультировать).
Ни одной из этих компаний сегодня уже не существует. Они накрылись вместе с «Возрождением».
Что касается Геннадия Смольнякова, то он к своему потребительскому обществу присовокупил еще ООО «Рефком» и ООО «Торговый центр «Натали», прописанный в Москве на улице Житной. Не стоит обольщаться — по этому адресу были зарегистрированы еще около сотни компаний. Это так называемые фирмы-однодневки, прекратившие свое существование после выполнения определенной задачи.
Но пока господин Смольняков чувствует себя весьма уверенно. От клиентов (в основном пенсионеров, конечно) отбоя нет, что позволяет ему открывать новые филиалы в Кузнецке, Заречном, Каменке, два офиса в Саранске, два — в Саратове, три — в Нижнем Новгороде, а также в Москве, Твери, Казани, Саратове, Кисловодске. Большинство из них никакой хозяйственной деятельности не вели, поэтому основное число пострадавших приходится на Пензенскую область, Нижний Новгород и Саранск.
Первым на деятельность «Возрождения», как ни странно, обратило внимание антимонопольное управление в 2008 году. Ему показалось странным, что Смольняков принимал деньги у всех без исключения (а не пайщиков) — на шесть месяцев под 20 процентов годовых, на двенадцать месяцев по 24 процента, на три года — под 36 процентов. И это в кризисный год! Понятно, что такую ставку не мог предложить ни один банк. Однако антимонопольщики ограничились всего лишь предупреждением. На этом все и закончилось.
Уже спустя два месяца на прямой линии в газете «Курьер» Смольняков приглашал всех на празднование четырехлетия «Возрождения». Намеревался заняться выращиванием ягод и овощей, рисовал радужные перспективы обмена квартир в городе на комфортабельные коттеджи в Мичурино и даже обещал оплачивать коммунальные услуги своих пайщиков.
В то же самое время Геннадий Викторович умудрялся судиться с журналистами, прямо называвших мошенничество мошенничеством. И иногда даже небезуспешно. Например, в ноябре 2008 года он подал иск против бессоновской районной газеты за материал под заголовком «Земельные аферисты... Кто они?». Перед газетчиками замаячила бредовая, на первый взгляд, но реальная угроза иск проиграть. В общем, истец согласился на то, что редакция оплачивает ему половину государственной пошлины и услуги адвоката.
Давно известно, что финансовая пирамида терпит крах, когда число получателей процентов по вкладам превышает число последних вкладчиков, за счет которых и осуществляются выплаты. А других средств у Смольнякова-то и не было. Не считать же серьезным вложение денег в три недостроенных дома?
Нужно учитывать и тот момент, что на расчетный счет «Возрождения» деньги пайщиков, вкладчиков или как их там еще правильно называть, не поступали.
Вся наличка оседала в карманах руководителя общества. Ну, почти вся. Нужно же было оплачивать труд офисных работников, ведь среди них главным образом были родственники и друзья родственников.
О финансовом состоянии «Возрождения»в 2009 году говорит тот факт, что оно не смогло оплатить управляющей компании «Жилье-18-2» коммунальные услуги своего офиса на улице Калинина в сумме 7 тысяч 297 рублей с апреля по сентябрь 2008 года (какие уж тут пайщики). А уже через несколько месяцев Смольняков прекратил все выплаты по вкладам, ссылаясь на так удачно подвернувшийся финансовый кризис. Это и было началом конца.
Целый год понадобилось правоохранителям для того, чтобы возбудить уголовное дело. Да и то первым это сделало следственное управление МВД России по Нижнему Новгороду 8 ноября 2010 года. Чуть раньше самарские правоохранители возбудили уголовное дело в отношении потребительского общества с очень похожим названием «Возрождение-63» (за три года — 138 пострадавших, ущерб — 38 миллионов рублей).
Сотрудники СУ СК РФ по Пензенской области последовали примеру нижегородцев лишь в августе 2011 года. В 2012 году уголовное дело в отношении ПО «Возрождение» было возбуждено сотрудниками УМВД по республике Мордовия после обращения одиннадцати жителей Саранска, лишившихся более 700 тысяч рублей.
Прошло еще два года, прежде чем Следственный комитет объявил о том, что дело финансовой пирамиды «Возрождение» передается в суд. Случилось это 9 октября 2014 года. А через четыре дня оно уже рассматривалось Кузнецким районным судом. Тот пришел к выводу, что в результате действий Геннадия Смолякова 591 потерпевшему был причинен ущерб в сумме 85 миллионов 598 тысяч рублей. И тут же перенаправил дело по подсудности в Пензу.
Это странно, поскольку зарегистрировано «Возрождение» было в Кузнецке. А пензенские офисы на улице Володарского и Калинина работали только как почтовые ящики.
В следующий раз о деле потребительского общества заговорили в октябре 2016 года, когда прокуратура в очередной раз утвердила обвинительное заключение в отношении Геннадия Смольнякова. Первое заседание суда состоялось через месяц после этого. Последнее, как известно, в декабре этого года. Почему так долго? В Первомайском суде объясняют это тем, что во время процесса пришлось допросить 418 потерпевших и 252 свидетеля из тех регионов, где у «Возрождения» имелись свои филиалы.
Примечательно, что за это время сумма ущерба уменьшилась до 52 миллионов рублей. Но даже малую часть этих денег вернуть, боюсь, будет очень затруднительно. Вкус халявы он всегда горький. Новое дело «Инвест-гаранта» это лишний раз подтверждает.
Источник фото: http://snitsya-son.ru/po-smyslu/other/sonnik-dengi-bumazhnye/
Это странно, поскольку зарегистрировано «Возрождение» было в Кузнецке. А пензенские офисы на улице Володарского и Калинина работали только как почтовые ящики.
В следующий раз о деле потребительского общества заговорили в октябре 2016 года, когда прокуратура в очередной раз утвердила обвинительное заключение в отношении Геннадия Смольнякова. Первое заседание суда состоялось через месяц после этого. Последнее, как известно, в декабре этого года. Почему так долго? В Первомайском суде объясняют это тем, что во время процесса пришлось допросить 418 потерпевших и 252 свидетеля из тех регионов, где у «Возрождения» имелись свои филиалы.
Примечательно, что за это время сумма ущерба уменьшилась до 52 миллионов рублей. Но даже малую часть этих денег вернуть, боюсь, будет очень затруднительно. Вкус халявы он всегда горький. Новое дело «Инвест-гаранта» это лишний раз подтверждает.