Гаражная экономика. Все о ней знают, но официально ее не существует
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Гаражи давно уже стали не только местом для «ночлега» автомобилей. Они — часть малой экономики Пензы. Не заметить этого нельзя. В гаражах ремонтируют машины, открывают мелкие производства (кухонная мебель, фурнитура и т.д.), пекут печенья и разливают лимонад, в гаражах функционируют полулегальные рекламные агентства. В гаражах пилят, строгают, стригут и, говорят, даже открывают хостелы…



Статистика от «Хамовников»


В апреле 2016 года Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» опубликовал результаты проекта «Гаражная экономика в российской провинции». «Гаражная экономика — уникальный феномен российской повседневности, который практически не проявляется в информационном поле, не находит прямого отражения в официальной статистике, кажется невидимым для государства, но который отлично известен на обыденном уровне», — говорится в аннотации к презентации проекта.

Как выяснилось в ходе масштабного исследования, в «гаражную экономику» вовлечены в среднем 15% трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России. Впрочем, в Пензе количество «гаражников», по данным Фонда, составляет всего 775 человек. Что близко к нулю процентов. Тогда как в соседнем Ульяновске вовлеченных в «гаражный бизнес» — около 82 тыс. человек. Этот социально-экономический феномен, кстати, распространен и в большинстве бывших советских республик.

Кто-то уходит в гаражи «на глухаря», прячась от государства: работает «в черную», без регистрации ИП, и без уплаты налогов, естественно. Другие снимают гараж под свое малое предприятие, потому что это сравнительно дешево (гаражи, как правило, удалены от центра Пензы). Такие предприниматели обычно честно регистрируют ИП или ООО, исправно платят налоги, экономя на аренде. Третьи относятся к гаражу как к наиболее оптимальной стартовой площадке для развития своего бизнеса. На ней они собираются «пересидеть» первоначальный этап, чтобы впоследствии, поднакопив денежных средств, выйти на новый уровень.

 Портал «Пенза-Онлайн» открывает серию материалов о гаражной экономике как явлении наших дней. Наш первый собеседник — Дмитрий. Рассказать о том, как строится бизнес в гараже, он согласился при условии, что мы не будем указывать его фамилию. Сейчас Дмитрий занимается рекламой в крупной торговой компании. А пять лет назад у него был бизнес в гараже.

Делать меньше за те же деньги


— Как получилось так, что ты ушел работать в гараж, и когда это случилось? Расскажи о преимуществах и недостатках гаражной экономики, на твой взгляд.

— Я довольно продолжительное время занимался изготовлением рекламы, — рассказывает Дмитрий. — Это дизайн-проектирование, препресс, технологические какие-то вещи. Работал в рекламном агентстве. И однажды пришло понимание, что все это можно делать самостоятельно. Без тотального давления менеджеров, без психоза, внезапно перемещающихся на более ранние сроки дедлайнов, постоянного тасования очереди заданий и прочих «прелестей» любого рекламного агентства. То есть, понимание, что можно делать меньше, но более вдумчиво, ответственно, и за те же деньги.

Решение о гараже принимается в таком случае сразу: это вполне достаточное по комфорту помещение, наиболее дешевое в плане аренды. Еще лучше, если гараж свой. Тем более что для производства рекламы, если мы говорим о «наружке», каких-то особых дорогих инструментов и станков не надо. Главное, чтобы руки росли из нужного места.

Понятно, что первое время никакого ИП не регистрировалось. В гаражах ты никому не нужен, налоговые службы туда не ходят, а найти заказчиков, готовых платить «налом», — проблем не составляет.

У «гаражников» основной заказчик — это мелкий торговец, владелец палатки, магазинчика, павильона, которому нужна не очень сложная вывеска. А для более серьезных заказчиков (тех, кто платит по безналичному расчету) всегда есть друзья с ИП и ООО, которые готовы провести заказ за определенный процент. Обычно этот процент равен налогу, ведь предприниматель проводит твой заказ через свою бухгалтерию и обналичивает.

Так что круг клиентов довольно большой. У меня бывали и заводы с фабриками. Главное — это рекомендации, которые дают те, кто советует тебя как исполнителя. Хорошее, незапятнанное имя — это основной капитал индивидуального предпринимателя. Не важно, официальный ты бизнесмен или неофициальный. Тогда можно и цену назначать повыше, да и самому браться не за все заказы подряд. А выбирать, что тебе интереснее.

— Как гаражному мастеру найти клиента? И наоборот, как клиент приходит в гараж.

— Клиенты находятся самым неожиданным образом. Оговорюсь, что я рассказываю о ситуации пятилетней давности. Обычно люди, уходящие на вольные хлеба из какой-то организации, уводят с собой и заказчиков. То есть на первое время заказчики есть. Можно действовать через газету бесплатных объявлений, через знакомых. Если человек работает в одиночку, то несколько знакомых могут обеспечивать его заказами на постоянной основе.

Это взаимовыгодное сотрудничество: заказчик знает исполнителя, привык с ним работать, у них налажен диалог и понимание специфики бизнеса. Исполнитель знает наизусть все «фишки» заказчика, предпочтения, примерный бюджет на любую работу. Взаимодействие происходит очень оперативно, как говорится, «без тормозов» и лишней бюрократии. Без сотни согласований, как иногда случается в рекламном агентстве.

Ну и интернет, конечно, здорово помогает. Многие ищут исполнителя для своего заказа именно там. На тематических сайтах, форумах.

«Крыша», риски и конкуренция


— Существует ли такое понятие как гаражная конкуренция?

— Конкуренция существует в любой сфере деятельности. Всегда происходит отслеживание конкурентов, анализ их работ, стоимость. И идет корректировка в зависимости от ситуации на рынке. В гаражах мы тоже мониторили ситуацию, не думай, что мы там какие-то безбашенные и оторванные от жизни были.

— Есть ли такие понятия как «крыша»? Приходилось платить, например, председателю гаражного кооператива или еще кому-то? Чтобы не мешали?

— Лично у меня «крыша» была только в плане помощи председателю в изготовлении вывески для гаражного кооператива из отходов производства. Сделал один раз — председатель остался доволен и даже пару раз приводил клиентов. Сработало так называемое «сарафанное радио».
Но коллеги, занимающиеся рекламой в центре Пензы, рассказывали, что платили кому-то пару тысяч рублей в месяц. Не знаю, правда, от кого их охраняли, и охраняли ли вообще? Вроде бы 90-е годы остались далеко позади.

— Каковы риски у гаражных предпринимателей?

— В разрезе изготовления рекламы, особенно при работе «в черную», основной риск — это работа без договора, то есть заказчик всегда может передумать, «кинуть» с деньгами. Такие встречаются нечасто, но они есть. Любой мелкий лавочник всегда ищет причину заплатить меньше, снизить цену. Это специфика мелких торговцев, их можно понять. Вообще гаражное предпринимательство — это стартап. Проба собственных сил в выбранной сфере деятельности. Обычно в гараже никто долго не задерживается. А если человек «завис» в гараже, значит, он не готов двигаться и развиваться, и это для него больше хобби, чем работа.

Остальные же через какое-то время или закрывают гаражный бизнес и начинают заниматься чем-то другим, или снимают уже более крупное помещение, набирают персонал, легализуются. Знаю несколько пензенских рекламных агентств, «выросших» из гаражей.

Вместе с тем, в гаражах попадаются очень грамотные специалисты. Мой знакомый автоэлектрик, например, работает исключительно по записи. Чтобы попасть к нему, записываться надо за две-три недели.

Сам тоже «вырос» из гаража, но не в рекламное агентство, а в сопутствующую сферу, и гаражный опыт очень пригодился, более того — стал для этого хорошим подспорьем.

(продолжение следует)

Источник фото: www.newidea.in.ua

Похожие статьи