-9° ... -15°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Еще раз про областную стратегию: продолжение
Журналист
Журналист
Андрей Сапунов

«Планирование без действия — мечта, а действие без плана —кошмар».
Японская пословица


Принимая за безусловный приоритет обеспечение опережающего экономического роста, в первую очередь, за счёт постоянного роста производительности труда, мы предлагаем на суд общества настоящую программу. Справедливости ради мы должны отметить, что большая часть идей нашей программы была уже озвучена ранее на портале «Пенза-онлайн», и в настоящей статье мы лишь постарались, по возможности аккуратно, скомпоновать их в один текст. Первую часть предлагаемой нами программы можно посмотреть здесь

Высокий уровень здоровья населения


Мы специально отказались от использования в названии данного направления слова здравоохранение. С нашей точки зрения существующая система медицинского обслуживания населения по смыслу скорее является системой методичного проедания бюджетных средств, нежели системой, ориентированной на повышения уровня здоровья населения. Здесь все прогнило. Сама идея так называемой страховой медицины абсурдна по своей природе: ведь основные «клиенты» врача — это дети и старики, которые в принципе не работают и не оплачивают «страховые взносы». А если добавить к этому, что 350 тыс. жителей Пензенской области из 750 тыс. трудоспособных работает в тени и, де факто, за них оплачивает «полис» региональный бюджет, то вывод о необходимости прекращения этого лицемерного фарса под названием «страховая медицина» напрашивается сам собой.

И хотя статья 41 Конституции РФ определяет, что «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений», в условиях паралича налоговой системы получается, что для половины граждан, честно платящих налоги, медицинское обслуживание является платным и обходится ежемесячно в 8% от зарплаты — именно такова ставка страховых взносов в Фонд медицинского страхования. При средней зарплате в Пензенской области 23 000 рублей в год добропорядочный пензенец ежегодно оплачивает услуги «бесплатной медицины» в размере 22 080 рублей.

При этом не стоит забывать, что мы непосредственно финансируем здравоохранение из областного бюджета на сумму около 7 миллиардов рублей и порядка 2-х миллиардов ежегодно тратим на медицинское обслуживание так называемых «временно неработающих». Очевидно, что в таких обстоятельствах, медицина должна полностью перейти на содержание областного бюджета без содержания паразитирующей прокладки в виде Фонда медицинского страхования.

Понятно, что столь фундаментальные перемены нам не произвести на региональном уровне, но для понимания общей картины мы должны были сделать это небольшое отступление.

Основной проблемой существующего подхода в национальном здравоохранении является слепая вера наших врачей во всепобеждающую силу лекарств и, вообще, всяких больниц. Именно благодаря этой «вере» мы обречены на миллиардные затраты на строительство всевозможных медицинских центров и оплату сотен тысяч вакцинаций от гриппа. Благодаря этой «вере» на наших глазах пышно развивается аптечный бизнес, где сердобольные мамаши на каждый чих ребенка спешат купить капли или таблетки, а бедные бабушки относят туда существенную часть своей пенсии.

Однако, любому человеку даже со средним образованием понятно, что никакой врач, никакое самое высокотехнологичное медицинское оборудование, не способны вылечить человека, наплевательски относящегося к своему здоровью. И вот здесь мы вплотную подходим к тому обстоятельству, что проблема человеческого здоровья не может быть в принципе решена только в рамках традиционного здравоохранения.

Успех в этом направлении может быть достигнут только при слаженной работе Министерства образования, Минспорта, Минтруда и муниципалитетов. Эта задача является классическим «кейсом» для реализации преимуществ проектного подхода в государственном управлении. Не предлагая ничего радикально нового или революционного, мы говорим лишь о поддержке на региональном уровне уже подтвердившие свою успешность практики профилактики заболеваний и призываем сделать основным бюджетным приоритетом лечение человека, а не заболевания.



Ключом к решению данной проблемы, с нашей точки зрения, должно стать массовое физкультурное движение. Поставив во главу угла этот приоритет, нам будет невероятно просто принимать любое решение, касающееся развития наших территорий. Например, при проведении реконструкции дороги мы должны в обязательном порядке предусмотреть велодорожку и когда нам надо принять решение — чем мы пожертвуем: шириной проезжей части или шириной тротуара и велодорожки, то выбор должен быть безусловно в пользу пешеходов и велосипедистов. Кто-то может воскликнет: «Что за фантазеры собрались на Пенза-онлайн, в бюджете нет денег на школьное питание, а вы — о велодорожках!». Однако недалеко от нас, в городе Альметьевске так, например, не думают.



В этом году в Альметьевске проложили 50 км велодорожек! Городские власти поставили перед собой амбициозную задачу сделать эти дорожки всесезонными, для чего они закупили специальную уборочную технику.


Не обязательно, конечно, слепо копировать опыт соседей, но мы могли бы, например, поставить перед собой задачу построить в каждом дворе освещенную футбольно-хоккейную коробку, которая покрыта искусственным травяным покрытием, а зимой заливается льдом. Приняв принципиальное решение не вводить ни одного дома без «коробки», мы буквально за несколько лет переломим в корне ситуацию с придомовой спортивной инфраструктурой.

И если содержание «коробок» должны взять на себя, конечно, ТСЖ, то содержание дворовых тренеров должно, видимо, все-таки быть прерогативой городских властей.  В канву массового спортивного движения органично ложится идея общеобластной молодежной организации. Именно в ней молодое поколение выработает устойчивые навыки здорового образа жизни, сформирует волевые качества, получит «прививку» от вредных привычек, наработает широкую сеть социальных контактов, без чего  в принципе невозможен успех в нашей жизни.

Среда обитания повышенного качества. «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Все мы с детства знаем эту пословицу. Решение вопросов удержания талантливой молодежи, привлечения капиталов, развития предпринимательской инициативы, сохранения здоровья населения и общего повышения качества жизни неизбежно упираются в проблему развития среды обитания. 

И речь идет не только о скверах и фонтанах, о которых писано-переписано, но также о такой институциональной вещи, как качество городского благоустройства. Например, если город имеет генеральный план развития, то почему бы каждому ТСЖ не иметь такой же план? Городской стандарт определяет требования к этому плану, рекомендует минимально необходимый объем средств ТСЖ ежегодно направляемый на благоустройство, а также определяет, например, что мы в течение 20 лет должны полностью заменить городские тополя на липы...

Наконец, пора поставить жирную точку в дискуссии о путях развития городского транспорта. 15 лет существования в Пензе частного общественного транспорта убедительно доказали полную несостоятельность этой идеи, и вопрос реанимации муниципального общественного транспорта просто перезрел. Хотя, можно было и не проводить такой эксперимент над горожанами, а просто прочитать легендарную трилогию Драйзера.

Подводя итог нашего маленького эссе на тему стратегии Пензенской области, еще раз акцентируем внимание читателя на источниках финансирования «бюджета развития». 

Наименование источника

Сумма, млн. руб

1

Расходы на госуправление

1 300

2

Расходы на профессиональный спорт

200

3

Рефинансирование государственного долга*

1 000

4

Ряд региональных социальных выплат**

500

 

Итого

3 000


* ежегодно Пензенская область гасит свои обязательства по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным Минфином. Мы считаем вполне реальным вариант, когда под предлогом выполнения региональной стратегии развития, для реализации которой мы готовы пойти на существенные жертвы, обсудить с Минфином вопрос об отсрочке платежа по бюджетному кредиту.

**отметая возможные обвинения в том, что мы покушаемся на «святая святых»: социальные выплаты, мы хотим лишь сказать, что в обширном перечне получателей денежных средств из бюджета Пензенской области есть совсем не бедные люди, например, «почетные граждане». Перечень получателей всевозможных пособий, субсидий и пенсий из областного и муниципальных бюджетов давно требует самой детальной ревизии.

Вместе с читателями портала «Пенза-онлайн» у нас есть прекрасная возможность создать «народную» стратегию развития нашей малой Родины. А потом сравнить с тем, что нам предложат чиновники. Давайте проведем своего рода идейный краудфандинг и немножко пофантазируем на тему возможного будущего тысячелетней Буртассии. В конце концов эту работу никто кроме нас не сделает.

P/s Вопрос принятия стратегия и начала ее реализации — это как лечение рака. Чем раньше начнешь, тем выше вероятность успеха. И если сейчас, поднатужившись, мы еще можем выделить в «бюджет развития» 3 млрд. руб., то уже через три года, область, скорее всего, будет банкротом и столкнется с массовыми невыплатами зарплат бюджетникам и ни о какой стратегии и «бюджете развития» речи уже не будет идти в принципе.

Источник фото: https://velonation.net


Похожие статьи