«Десять драхм» на региональное развитие. Химеры и реальность.
Журналист
Журналист
Новая статья нашего уважаемого эксперта Андрея Сапунова относительно региональной стратегии удивила пуще прежней.



Напомним вкратце, что изначально наш эксперт выдвинул тезис о необходимости перераспределения бюджетных средств с переориентацией из «социального бюджета» в «бюджет развития». В качестве вдохновляющего примера он приводил морскую державу Древних Афин, созданную на «10 лаврионских драхм», т.е. ценой отказа от распределения между гражданами доходов от серебряных рудников Лавриона в пользу строительства флота. Флот предназначался для защиты от врагов. Далее определялся круг нуждающихся в защите от врагов, включение их в Союз и дальнейшее ограбление союзников.

Такой вот хитрый план, реализация которого привела к «Золотому веку» в Афинах и связанному с ним якобы небывалым уровнем жизни в Средиземноморье того времени. По мнению Сапунова, Пензенской области предоставляется ныне исторический шанс с толком потратить свои «десять лаврионских драхм» и рвануть в светлое будущее, согласно вновь разрабатываемой стратегии регионального развития.

Я позволил себе усомниться как в посылках, так и в выводах Сапунова. Открыв, неожиданно для себя самого дискуссию. Сапунов «разбил» все мои доводы таким способом, что не ответить ему просто не представлялось возможным.

О «золотом веке» Древних Афин


Итак, напомню, я указал на фактические неточности в описании случая Древних Афин. Золотой век морского всемогущества Афин длился не 150, а 50 лет — он так и называется в литературе «пентеконтоэтия».

Сапунов возражает, что «закат классических Афин произошел после поражения в Македонской войне, когда 322 г. до н.э. после неудачных сражений с македонским флотом в Геллеспонте и Аморгосе». На самом деле это уже окончательное и бесповоротное крушение Афин, как самостоятельного игрока на мировой арене. Крушение могущественной Афинской державы и конец «золотого века» — это поражение от Спарты, к которой обратились «союзники», решившие, что при «врагах» жилось посытнее. Когда пришло время свергать уже спартанскую гегемонию, Афины — уже скромный союзник победоносных Фив. Попытка возрождения морского могущества была, правда, еще предпринята, но жалкое подобие прежнего Союза было вскоре разбито «союзниками» уже без посторонней помощи.

А в 322 году македонский регент Антипатр на самом-то деле совершил на Афинах небольшую карательную разминку перед настоящим делом — войнами диадохов, деливших наследие Александра Македонского. Хотя да, Плутарх — великий писатель древности, поставил афинского стратега Фокиона в пару с Катоном Младшим. Последний афинянин и последний римлянин! Но это литература, а не история, и уж тем паче не экономика.

«Символы Афинского золотого века Академия и Ликей были основаны в 380-х г. и 335 г. до н.э. соответственно», — пишет далее Сапунов. Это на самом деле, открытие — до Сапунова я не слышал, что Академия и Ликей, функционировавшие 800 лет — символы какого-то века. Да и к морскому могуществу Афин и к лаврионским доходам они не имеют отношения почти никакого. Открыты и та и другой были на частные средства Платона и Аристотеля соответственно, заработанные ими соответственно в Сицилии и Македонии. В дальнейшем содержались на взносы самих академиков и лицеистов, а также их богатеньких учеников. Кстати. Там еще был «Сад» Эпикура, основанный еще позже… Ну это так. К слову.

Десять буртасских драхм


Но дело не в этом, а в экстраполяции афинского опыта «десяти лаврионских драхм» на пензенскую почву. Самая главная проблема — где эти «десять драхм»? Где те самые богатейшие лаврионские рудники, которые мы сейчас бездумно делим меж собой, вместо того, чтобы строить флот, увозящий нас в светлое будущее?

Меня Сапунов упрекнул в том, что я «ничего не предлагаю». Правильно, ибо я этих рудников не вижу. А Сапунов видит. И эти «рудники»… Процитируем пассаж из «интеллект-карты», созданной, как я понимаю, именно в рамках работ по разработке региональной стратегии. «Главный бюджетный приоритет — это «покупка» голосов избирателей через содержание государственного и муниципального аппарата и социальные программы в прямой ущерб будущему экономическому развитию области».

Каким образом расходы на чиновников «покупают» голоса избирателей, честно сказать, понять довольно сложно. Нет, но то есть можно выстроить какую-то логическую цепочку… но прямо скажем сие неочевидно, как минимум. Тем не менее, вряд ли кто будет спорить, что аппараты управленцев у нас раздуты и траты на них можно было бы и сократить. Парадокс, и довольно смешной, состоит в том, что платить за отправление обязанностей по госслужбе придумали именно в Афинах, с тех самых «десяти драхм». Правда, там была обязательная ежегодная сменяемость и строгая отчетность с ответственностью вплоть до полета со скалы в море. Эту практику перенять было бы неплохо.

Пока у нас есть другая практика — непрестанной борьбы за сокращение аппарата и расходов на него. Вот опять-таки и в минфине об этом говорили. В 2013 году был утвержден План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Пензенской области на 2013-2018 годы (ознакомиться здесь). Как правило, результаты такой борьбы прямо противоположны ожидаемым. Причем это так везде и повсеместно в мире. Обычно в таких случаях любят приводить пример борьбы с бюрократией кабинета Маргарет Тэтчер, в результате которой число чиновников увеличилось чуть не вдвое. В связи со всем изложенным, тезисы Сапунова о сокращении расходов на аппарат, к нашему большому сожалению, представляются демагогическими.

И теперь к главным сокровищам — пензенскому Лавриону. Это социальные программы! «В проекте бюджета нашей области на 2017 год заложено 1,8 млрд. руб. для предоставления мер социальной поддержки, установленных законом Пензенской области от 20 декабря 2004 года N 715-ЗПО. И как 2500 лет назад нам предстоит сделать выбор: потратить сейчас эти «десять лаврионских драхм» или сделать решительный рывок вперед построив свой «экономический флот», в конечном итоге обеспечив всем жителям области процветание и благополучие».

Так вот, у меня возникли большие вопросы по этой «сокровищнице». Во-первых, когда мы начинаем читать указанный закон Пензенской области, чаще всего мы наталкиваемся на формулировку «в соответствии с Федеральным законом». То есть, львиная доля обнаруженного Сапуновым «Лавриона» не находится в нашем распоряжении. Не станет же наш эксперт всерьез призывать к неисполнению федерального законодательства?

Далее вновь цитируем Сапунова — «переходим непосредственно к ответу на вопрос Дениса относительно бюджетных приоритетов: «Куда же именно и каким образом должны быть перераспределены эти средства?» и «возвращаемся к комментарию Максима Денисова, где он высказал опасение, что «репутационные издержки региона», связанные с санацией т.н. социальных выплат «представляются куда более значимыми, чем высвобождающиеся гроши». Хотелось бы еще раз напомнить нашему Читателю, что благодаря именно таким «грошам» античные афиняне достигли и т.д.».

Писал ли такое Денисов? Писал! Вот дурачок! Элементарных вещей не понимает. Заметим, однако, что вопрос, «как всегда в таких случаях», ставился несколько по-иному. Сначала — откуда именно мы берем деньги. То есть вот конкретно из оставшегося после исключения положенного по федеральным законам. Например. Мы убираем статью «формирование доступной среды для инвалидов» или «дополнительной ежемесячной стипендии студентам, обучающимся по договорам целевого обучения». Это освобождает нам в 2017 году 3,3 и 5,572 миллионов соответственно. Мы их направляем… что там у нас в схеме? А! На велодорожки и «адекватную областным приоритетам систему подготовки рабочей среды»!

Именно этого мы и хотели от нашего эксперта. Без этого его утверждения о каких-то могущих быть высвобожденными немыслимых финансовых ресурсах - химера. Я, повторюсь, читая бюджет, их не вижу.

Мы разве против?


Хотя, собственно, направление на «бюджет развития» мера правильная. И схема тоже, хоть местами смешная, но вполне симпатичная. Не содержит практически ничего, чего бы не провозглашал громогласно покойный губернатор Василий Кузьмич. Вот про здоровую семью и образ жизни даже целый институт работал — «народосбережения», все ведущие пензенские ученые и специалисты привлечены были. Правда, их работы никто в правительстве не читал, но это уже, как водится — главное в схему уложить. И, да! Кое-что, мы видим, как реализуется. Вот, например, тезис «здоровые люди — участники массового спортивного движения не болеют и не создают очереди в больнице» — количество коек в больницах и сами больницы успешно сокращают! Лиха беда начало!

И да! Чтобы впредь не упрекали в том, что я ничего не предлагаю! Предлагаю, ссылаясь по примеру Сапунова, на Афины. Театры! В Афинах, как известно «десять драхм» шли в том числе и на плату за посещение театра. То есть зрителям платили, чтобы они ходили в театр. Ну и вот — золотой век Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Да что Афины! Рузвельт в рамках «нового курса» также занимался созданием и развитием театров, полагая, что людям мало предоставить работу, надо их развивать духовно, только тогда у нации есть будущее. Прошу внести в схему.

Источник фото: https://ru.pinterest.com/


Похожие статьи