Андрей Лузгин: «В Пензенской области растет экспорт»
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова
Андрей Лузгин занял пост заместителя председателя Правительства Пензенской области два с половиной года назад. Он нечасто появляется в СМИ, однако новые инвестпроекты свидетельствуют о результатах деятельности отраслей, им курируемых. Сегодня мы говорим с Андреем Вячеславовичем о региональной инвестиционной привлекательности, структуре экспорта, финансовых инструментах поддержки компаний и развитии системы госуслуг.

44.jpg

— Андрей Вячеславович, если бы вам пришлось рассказывать об аспектах своей деятельности, с чего бы вы начали и о каких достижениях упомянули?

— Направлений деятельности достаточно много. В частности, я курирую министерство экономики Пензенской области и отвечаю за развитие малого и среднего бизнеса, экспорта, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность региона, за развитие сети МФЦ, индустриальные парки, внедрение механизмов оценки регулирующего воздействия и многое другое.

Объективно в регионе есть рост почти во всех аспектах, за которые мы отвечаем. Если переходить на детали: растет оборот малого и среднего бизнеса. В 2017 году он составил почти 450 миллиардов рублей. Растут налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства. Они увеличивались и в 2016-м, и в 2017-м годах. Сейчас за 6 месяцев мы видим рост почти на 20% к первому полугодию предыдущего года. Начали восстанавливаться инвестиции, по итогам 2017 года рост составил 7%, в текущем году — уже порядка 20%.

Растет экспорт пензенской продукции, который в 2017 году достиг рекордной отметки и составил 246,8 миллионов долларов США (увеличение на 20,7%). Также более чем в 2 раза увеличилось число организаций, занимающихся экспортной деятельностью, которое в 2017 году составило 385 предприятий-экспортеров. Растет число государств, с которыми пензенские предприятия ведут торговые отношения, в 2017 году таких было 79.

— Какова структура пензенского бизнеса?

— Если говорить о количественных показателях, то в регионе отмечается стабилизация на уровне около 50 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.  Последние несколько лет со стороны налоговых органов шла серьезная работа по ликвидации фирм-однодневок и компаний, не осуществляющих свою деятельность, в частности тех, кто не сдает налоговую отчетность и не находится по своим юридическим адресам. Количество подобных субъектов снизилось, и тот показатель, который мы имеем сегодня, более объективен.

Он реально отражает плотность бизнеса, которая составляет 35,2 субъекта малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей, что выше среднего показателя по Приволжскому федеральному округу — 33 субъекта МСП на 1000 жителей.

В структуре предпринимательства Пензенской области наиболее крупным сегментом является сфера торговли, где сосредоточено 42,4% всех субъектов малого и среднего предпринимательства. На долю промышленности приходится 9,2% всех субъектов МСП, строительства — 6,3%, сельского хозяйства — 5%, научную и техническую деятельность — 5,6%. Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства в 2017 году составила почти 133 тысячи человек, это 21% от общего числа занятых в экономике региона.

Говоря о трендах развития бизнеса, стоит отметить, что в последнее время на большинстве рынков усиливается конкуренция и предприниматели не всегда готовы к этому. Так, в розничной торговле виден явный тренд на увеличение доли рынка сетевых компаний. Когда даже в небольшие населенные пункты заходят сетевые магазины. В первую очередь, это оказывает давление на малый бизнес, который осуществляет там свою деятельность. Подобный тренд есть и в сельском хозяйстве, где также происходит укрупнение производителей. Большим компаниям проще привлекать кредитные ресурсы и современные технологии.

3.jpg

— Востребована ли продукция пензенских предприятий за рубежом? Когда говорим о развитии экспорта, речь идет только об экстенсивном увеличении экспорта или есть понимание того, к какой структуре экспорта мы должны стремиться?

— В последнее время много говорится на тему экспорта. Задачи в этом направлении поставлены Указом Президента РФ. Во многом они связаны с поддержкой предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию и их последующий выход на зарубежные рынки. По сути, для каждой компании есть две стратегии развития: либо поиск нового продукта, либо поиск нового рынка. Экспорт — одна из основных возможностей бизнеса в части поиска новых потребителей.

Приоритетные направления развития экспортной деятельности Пензенской области обозначены в региональной экспортной стратегии, принятой до 2035 года. И прежде всего это машиностроительная и агропромышленная отрасли, которые на протяжении последних лет формируют основу экспорта региона. Также одним из приоритетов является мебельная отрасль (экспорт в 2017 — 20 миллионов долларов США, увеличение на 15%). Помимо экспорта продукции в регионе уделяется особое внимание экспорту услуг. Прежде всего, экспорту услуг в сфере образования, туризма и IT-услуги.

На федеральном уровне действует обширная программа поддержки экспортеров, которую реализуют РЭЦ (Российский экспортный центр), Минпром, Минэк и Минсельхоз. Эта программа содержит массу видов поддержки, которые покрывают, наверное, больше половины вопросов и проблем, возникающих у экспортеров. Наша задача номер один: сделать так, чтобы пензенские экспортеры знали о существовании данных поддержек и получали максимальный доступ к федеральным услугам. Задача номер два – дополнить федеральные меры поддержки региональными, с учетом специализации экономики региона. Так, например, мы субсидируем участие в иностранных выставках для пензенских предприятий, которые как правило, не входят в перечень РЭЦ.

— В каких еще мерах поддержки заинтересованы экспортеры?

— Мы постоянно обсуждаем потребности предприятий в поддержках. Так, в рамках Форума предпринимателей Пензенской области мы задали пензенскому бизнесу вопрос: если мы на уровне «Поручителя» создадим револьверную кредитную линию, которую мы будем выдавать под экспортный контракт, вам было бы интересно? В ответ получили неоднозначную обратную связь. Средний бизнес сказал, что нам это неинтересно. Малый сказал — интересно, мы бы пользовались этим продуктом. Это элемент донастройки системы поддержки. Мы ставим перед собой амбициозные задачи и для их достижения информируем бизнес о существующих мерах поддержки экспортеров.

— Ранее существовал ряд грантовых поддержек предпринимателей, которые были востребованы бизнесом, сейчас какой основной вектор поддержки?

— В настоящее время механизмы господдержки сконцентрированы на возвратных механизмах, что повышает ответственность бизнеса. У нас в регионе это, в первую очередь, гарантийная компания «Поручитель». Мы ежегодно докапитализируем фонд этой организации. В этом году, мы планируем докапитализацию в размере 93 миллиона рублей, из которых 70 пойдут на выдачу поручительств, а 23 — на реализацию программы микрофинансирования.

В первой половине 2018 года программой микрофинансирования воспользовались 34 предпринимателя, которые получили 61,9 миллионов рублей на приобретение основных средств для развития бизнеса. Услуги поручительства предоставлены 27 субъектам малого бизнеса на общую сумму 215,5 миллионов рублей, что помогло привлечь 436,7 миллионов рублей на развитие бизнеса в Пензенской области.

До бизнеса мы пытаемся донести следующую философию. Первое — бизнес должен быть рентабелен без господдержки. Второе — бизнес должен знать и использовать все существующие меры господдержки для увеличения рентабельности. Если есть на рынке доступные меры господдержки, доступ к каким-то поставщикам или покупателям, то нужно использовать их, иначе вы будете менее конкурентоспособны.

Продолжение следует…

Источник фото: http://www.pnzreg.ru/

Похожие статьи