ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЗАБОРЫ – 2
Журналист
Журналист
О заборах я уже размышлял здесь, напоминая, что «в 1961 году произошло знаменательное событие: Михаил Ножкин написал песенный памфлет «Заборы» с простым, но социально острым припевом:

Зачем человеку заборы?
Заборы рождают споры.
Заборы мешают людям.
Когда ж мы ломать их будем?

Забор

Прошло 55 лет, и выяснилось, что ломать заборы никто не собирается, напротив, они растут и совершенствуются в своей мощи и высоте».

Как в воду автор глядел: «Заборы рождают споры». Потому что в 21 веке мы стали свидетелями нового витка эволюции: заборы стали большими «помощниками» организаторов фестивалей и чиновников от культуры. На одном из них появились портреты замечательных пензенских музыкантов! Хорошо это или плохо? Думаю, что плохо. Нет, портреты хорошие, художники молодцы! Плохо, что на заборах! Неужели Виктор Чех и Валерий Дмитриев не заслужили всей своей прекрасной жизнью более приличного места? Неужели это кажется кому-то достойным решением проблемы? 

Ведь на заборах в России обычно что-то другое пишут и изображают. Ломаем стереотипы?
Если говорить об увековечении памяти, мне кажется, нужно искать иное решение. Если говорить о пропаганде фестиваля Джаз Май, может быть, но я бы, как говорил классик, ещё поискал… Если говорить о заборах, которые скрывают подходы к долгострою, у меня есть альтернативное предложение: можно рисовать на них портреты хозяев долгостроев, чиновников, писать историю долгостроев и заборов – пожалуйста! Места всем хватит!

Для того, чтобы убедить скептиков, обострю ситуацию: например, давайте на старом и ужасном заборе (угол Лермонтова и Богданова), о котором я уже писал и показывал во время субботника лично мэру города, нарисуем портрет… М.Ю. Лермонтова! А что, креативненько! Ведь рядом Лермонтовский сквер! А рядом со сквером Пушкина портрет Пушкина нарисуем… на заборе! Да мало ли в Пензе заборов? Слава богу, на всех хватит!

Ещё раз уточню свою позицию и скажу: любил и люблю Виктора Чеха, много лет общался с ним, дружил. Весь бы город его портретами украсил! Восхищаюсь талантом художников, к ним никаких претензий – молодцы! А вот выбор места никак меня не устраивает. Представляете такой диалог: в городе портрет Виктора Чеха появился! – А где? – На заборе… Меня почему-то от этого коробит… Или я чего-то не понимаю? Наверное не понимаю… Ведь сегодня можно всё: эклектика, плюрализм, демократия… 

Портрет на заборе – это же так демократично!!! А портреты Цоя, скажете вы? Но не забывайте: они появлялись на стенах и заборах, потому что власть никогда не разрешила бы разместить их в других местах. Время-то теперь другое. И вместо того, чтобы идти вперёд, мы возвращаемся назад. 
С одним спорить не буду: город надо насыщать яркими красками, интересными ландшафтами, необычными архитектурными и скульптурными решениями. Наверное, именно эту задачу и ставили перед собой авторы нового проекта… 

Но заборы… Может быть, всё-таки присмотреть для достойных людей более достойные и надёжные поверхности?
А город, безусловно, надо насыщать интересной и полезной информацией. Я уже писал об этом и ещё раз повторю: в год 75-летия со дня начала Великой Отечественной войны надо бы пензенской власти наконец-то уговорить рекламщиков отдать хотя бы по одному банеру на улице под историческую информацию. 

И тогда мальчишки, например, на моей улице Кижеватова выучат наизусть и запомнят на всю жизнь, что Андрей Митрофанович Кижеватов 17 июля 1940 года был назначен начальником 9-й погранзаставы 17-го Брестского погранотряда, располагавшейся в Брестской крепости. А 22 июня возглавил оборону заставы… Крупно так дать, 3 на 6, чтобы вся улица читала и знала! Но нет, не слышат меня ни чиновники, ни художники… А жаль! Даже прекрасные начинания остаются у нас на уровне забора… 

Похожие статьи