1° ... -2°, ветер 2 м/с
102.34
106.54
«Величайший шоумен». С блэкджеком и бородатыми женщинами
Журналист
Журналист
Сразу несколькими по-своему эпичными картинами ознаменовалась похмельно-праздничная новогодняя неделя российского проката. Отечественный Фонд кино (в кой-то веки!) вдохновил на поход в спортзал байопиком «Движение вверх», а зарубежные киноделы подсластили отечественный оливье медово-паточным мюзиклом «Величайший шоумен». Получился ли у безвестного для российского зрителя режиссера Майкла Грейси второй «Ла-ла-лэнд»?



Однако прежде, чем составлять общее впечатление о фильме, немаловажным мне представляется рассказать о режиссере — вернее, о том факте, что как о режиссере об австралийском клипмейкере, специалисте по спецэффектам и создателе многочисленных рекламных роликов Майкле Грейси в России (да и не только в ней) никто ничего не знает. Его автобиографическая страничка на сайте Кинопоиск сухо сообщает, что Грейси является режиссером уже названной картины «Величайший шоумен», а также еще не снятых «Наруто» (киноадаптации мега-популярных аниме и манги) и «Ракетчике» (байопике об Элтон Джоне).

Англоязычный интернет рассказывает о нем хоть и не намного больше, но все же делится информацией, что Майкл отметился съемками небезызвестного рекламного ролика для бренда Силит бэнг (того самого, где работник автомойки с тряпкой исполняет заводной танец) и еще множестве подобных. Майкл достаточно молод (хотя его настоящий возраст Интернету не известен и судить можно только по немногочисленным фото) и в целом не сказать, чтобы сильно популярен у фанатов кино. Что заставило продюсеров «Величайшего шоумена» вверить столь амбициозный и дорогостоящий проект, а также занятых в нем не последних голливудских актеров в руки — прямо скажем — новичка, остается загадкой.

Однако можно с уверенностью сказать, что оказанное ему доверие Майкл оправдал. Он не схватил с неба звезду и не зажег ее так ослепительно ярко, как сделал это Баз Лурман в «Мулен Руж», уверенно и трагично как Том Хупер в «Отверженных» или воздушно, почти невесомо как Дэмьен Шазел в «Ла-ла-лэнд», нет. Майкл Грейси сделал свой фильм технично, по-книжному правильно, рассчитано красиво и продуманно эмоционально — и, на мой взгляд, единственно верно для новичка с ответственностью в 84 миллиона долларов на плечах.

Словно по учебнику для юных режиссеров, Грейси снял немного приторную и излишне романтизированную сказку о пареньке из низов, который всю жизнь словно ослик за морковкой, прикрепленной над его головой, бежал за одобрением, славой и признанием, но в итоге нашел все это на расстоянии вытянутой руки. Ну и, конечно, в первую очередь, это биографическая драма об одной из крупнейших фигур американского шоу-бизнеса, первом в истории Соединенных Штатов шоумене Финеасе Тейлоре Барнуме, переоткрывшем шоу-бизнес таким, каким мы знаем его сейчас — зрелищным, слепяще-ярким миром монетизированного счастья и улыбок на продажу.

Правда, и тут Грейси не удалось по-настоящему ярко рассказать о предмете экранизации - биографии хитреца и обманщика Финеаса Барнума (в честь которого, на минуточку, назван эффект субъективного подтверждения, согласно которому люди доверяют описаниям личности вроде гороскопов, которые якобы созданы индивидуально для них, но на самом деле неопределенны и обобщены). Не далось хотя бы потому, что плут и фантазер Финеас, родоначальник современного маркетинга, был интереснейшей личностью, даже о малой толике методов и ухищрений саморекламы которого картина не упоминает.

Зато в том, что касается классического мюзиклового повествования все обстоит именно так, как надо — в нужных пропорциях и на своих местах. Вам нужны песни? Пожалуйста, воодушевляющие номера о любви и отсутствии страха, о том, что нужно стремиться к своей цели без оглядки на чужое мнение. Хочется трагедии? Вот драматичные эпизоды — дети, бегущие по засыпанной листьями дороге за отцом, который уезжает и красивые закатные сцены на берегу океана. Вот злобная ограниченная толпа, готова порвать за уродство.

Хочется надрывной любовной линии? Пусть без затей и глубины — но пожалуйста, полеты под куполом сероглазого Филиппа Карлайла и бронзовой от страсти Зендеи. В конце-то концов, вам хочется идеи? Получайте — как никогда в наше время будет правильным снять фильм о толерантности, примирении с необычным, непохожим и пугающим как с частью мира, достойного жить и существовать вне вашего одобрения или принятия.

Неоспоримой — и, наверное, единственной — беспроигрышной удачей этого фильма можно назвать австралийскую звезду Хью Джекмана. Широкий зритель, узнавший его по «Фонтану», «Престижу» и 17-летней затяжной эпопее с «Людьми Икс» едва ли знает, насколько он хорош в пластичных этюдах и вокальных антрепризах, мастерство в которых было закалено на театральных подмостках Англии и США. Неудивительно, что с 2012 года (с тех пор как спел в «Отверженных») Джекман мечтал о роли с вокальными номерами, а не с ножами в руках (но теперь-то точно все, Хью). И наблюдать Джекмана на сцене, танцующего и поющего про свободу и любовь действительно бесценно. Настолько, что в какой-то момент даже начинаешь думать, что влюбленные в харизму австралийца, продюсеры фильма просто задумали снять красивый музыкальный клип его имени.

К сожалению, там, где Джекман исчезает из кадра, сценарий начинает отчаянно расползаться, зияя сюжетными дырами и нестыковками. Драма бородатой женщины не вызывает комка в горле хотя бы потому, что в этом музыкальном клипе заранее понимаешь — на заключительных титрах каждая сестра получит по своей серьге, каждый персонаж — по соответствующей строчке в песне и триумфальному па в зрительный зал. И даже харизматичный Зак Эфрон после зрелищного дуэта с Джекманом в начале фильма в середине грустно отмечает, что зрителям нужен Джекман (Финеас) и только он. И старина Хью стремительно перемещается из сцены в сцену — танцуя, вдохновляя, подбадривая и изо всех сил закрывая своим блистающим артистизмом, к сожалению, не самый сильный сюжет и не самую выдающуюся игру остальных актеров.

Подводя итог, хочется сказать — огромный потенциал исторического эпизода жизни и творчества Финеаса Барнума Майклу Грейси в полной мере раскрыть не удалось. Картина только поверхностно прошлась по самым значимым вехам истории, не затронув деталей и завернув все в обертку яркую и блестящую, для кого-то действительно привлекательную, но внутри совершенно пустую.

Этот фильм, как вкусную конфету, можно съесть и получить огромное удовольствие, но лишь однажды. Остается надеяться, что Хью порадует нас своим пением еще не раз, а в «Наруто» Майкла Грейси не будут танцевать (с «Ракетчиком»-то все понятно).

Похожие статьи