19° ... 19°, ветер 4 м/с
94.09
100.53
Укрась прощальное утро цветами обещаний: цена материнской любви
Журналист
Журналист
Это аниме, пожалуй, одно из наиболее нестандартных за последние годы и имеет все шансы сломать существующие у россиян стереотипы об аниме-индустрии как глубоко субкультурной истории. Проект знаменитой аниме-сериалами студии «P.A.Works» и японской сценаристки Марии Окады — насквозь сентиментальная и архетипичная психологическая драма про отношение родителей и детей, и про безусловность материнской любви.

1.jpg

Ключевой ингредиент успеха этой драмы у европейцев в ее универсальности,не погруженности в японскую культуру и мифологию, часто мало интересной рядовому зрителю. Глубоко трагичная история взросления йольфийки Макии разворачивается на фоне более близкого и понятного россиянам фентезийного антуража. И хотя все это лишь по касательной затрагивает основную сюжетную линию, анимационной ленте не откажешь в наличии масштабных батальных сцен, удивительно красивыхпейзажных зарисовок и тщательно продуманных со стилистической точки зрения костюмов персонажей. Герои живут мире, где есть драконы-ренаты, ленты времени, принцессы, племена расставаний, дворцовые склоки и интриги. Все это, правда, лишь попытка иллюстрации многоплановости реального мира человеческих отношений, в котором йольфийка Макия старается выжить сама и вырастить приемного сына.

В самом начале истории пятнадцатилетняя сирота Макия живет в родном поселении. Ее соплеменники — один из немногих волшебных народов, оставшихся в живых после расселения по миру людей. Они живут сотнями лет, сторонятся всех и единственный смысл их жизни — ткать ленты времени с письменами-летописями. Однако воинственное соседнее королевство людей захватывает йольфов и Макия остается одна. Неприкаянно блуждая, она находит разграбленный табор, где спасает из рук убитой женщины ее ребенка.

У Макии никогда не было матери, знаний о воспитании у нее нет, однако оставить ребенка она тоже не может. Мальчик был назван Эриал и фильм — это история его взросления. В то же время это история взросления самой Макии, которая из маленького отвергнутого ребенка превращается в сильную духом, самоотверженную женщину. От первых до последних дней рядом с сыном, Макия проходит все этапы его взросления и становления как мужчины, а сама обретает понимание жизни и мудрость.

Постановщик «Укрась…» Мария Окада сегодня одна из самых известных аниме-сценаристок. Чаще всего она выступала лишь как литературный оформитель или экранизатор идей, пришедших в голову ее собратьям по созданию аниме и манга. Возможно, в середине жизни ей захотелось разорвать порочный круг работы на других и в 2018 она дебютировала как постановщик оригинального аниме. По ее собственным словам, это «первое стопроцентное аниме от Окады».

2.jpg

При этом картина не только оригинальна с сюжетной точки зрения, так как написана от начала до конца руками самой Марии, но и с точки зрения жанровой принадлежности она выстроена как уникальное сочетание семейной драмы и приключенческого фентези. Однако не стоит ожидать на экране анимационной «Игры престолов». В «Укрась…» значительно больше драмы, чем эпика и экшена. Герои, несмотря на свои высокие статусы королей, принцев, придворных дам, древних сказочных существ и рыцарей, показаны больше как люди, нежели как действующие лица лихо закрученной истории.

Так уж повелось, что создатели анимационных лент чаще ориентированы на молодежь и потому отстраняются от бытовых деталей жизни, более понятных и близких их родителям. Так что в противовес этому, «Укрась…» — аниме о волнениях и заботах матерей. Аниме Марии Окады — гимн в честь всех забытых подобными лентами незаметных женщин, которые заботятся о детях, отдают им себя без остатка. В образе Макии Окаде удается воплотить женщину, которую многие бы хотели видеть своей матерью — преданную и любящую, ответственную, честную.

Такую, какой хотела бы видеть, но не видела, собственную мать и сама Окада. Однажды ее мать и вовсе напала на ребенка с ножом и Мария выжила лишь благодаря тому, что была ребенком крепким и не робким.
Столь трогательная и душевная тема не могла не обрести воплощение в очень эмоциональном аниме. Герои «Укрась…» плачут много и часто – особенно под конец двухчасового таймлайна. И чем ближе затронутая в сцене тема, тем горше и соленей будет плакать зритель, сопереживая героям. Сопереживая и вместе с героями оплакивая конечность нашего и наших близких существования, количества невысказанных вовремя слов нежности и благодарности, и наоборот — сказанных слов отчуждения и обиды. В нашем зале, например, вылилось не меньше галлона — в том числе и моих, слез. Зрителями, предсказуемо, было в основном девушки.

С визуальной точки зрения аниме получилось очень красивым и нежным. В героях и пейзажах нет агрессии и угловатости, тон повествования диктует размеренность и плавность смены кадров, длинные диалоги и широкие планы с приглушенными мягкими цветами. Хочется отметить и замечательную работу локализаторов. Актеры дубляжа воистину постарались, придав каждому персонажу свою аудиальную уникальность. Трогательность многих сцен достигалась одновременно силой эмоциональных текстов и замечательного, умелого озвучивания. Синтез прекрасно продуманной режиссером самого аниме музыкальной дорожки и профессионализма актеров дубляжа родился совершенно уникальный стиль звучания мультфильма.

3.jpg

Два часа фильма, как и вся жизнь приемного сына Макии — Эриала, пролетают незаметно. Хочется верить, что зрители вышли из зала, чуть больше понимая, как важно в реальной жизни помнить и ценить своих родителей, старших родственников, сестер и братьев, супругов.Ценить их подвиг быть рядом, находить время на нужные слова и преданные добрые поступки. И платить им тем же.

Похожие статьи