Тайна 7 сестер: понедельник — день тяжелый
Журналист
Журналист
Светлое будущее принесло человечеству ограничение рождаемости и тоталитарный режим. Семь появившихся на свет и утаенных от государства близняшек-сестер 30 лет выходили на улицу раз в неделю, во внешнем мире представляя одного человека — Карен Сеттман. Они умудрялись сохранять свою тайну, пока однажды не пропала сестра по имени Понедельник.

4.jpg

Один из самых знаковых певцов антиутопии в мировой литературе Джордж Оруэлл написал культовый роман «1984» под впечатлением от Советского союза. Но СССР давно пал, и киноработы последних лет предпочитают кивать в сторону непокорного коммунистического Китая.

Согласно с этой модной тенденцией развивается и сюжет финского режиссера Томми Виркола «Тайна 7 сестер» (оригинальное название «What happened to Monday» — «Что случилось с Понедельник»). Перенаселение вследствие массового использования генно-модифицированных продуктов и роста числа многоплодных беременностей приобрело черты планетарной катастрофы. В фильме не сказано, затронули события фильма все континенты или только одно государство, лишь то, что изданный закон запретил гражданам иметь более одного ребенка на семью. Все это, конечно, ради светлого будущего, в котором подобные меры позволят сохранить и грамотно распределить ресурсы планеты между оставшимися.

Детей, рожденных незаконно, из семей изымают и отправляют в криогенные хранилища, чтобы разбудить в будущем еще более светлом. Однако пожилой отец скончавшейся при родах дочери Терренс Сеттман не смог сдать семерых внучек-близняшек закону. Каждой из них он дал имя одного из дней недели и одну на всех личность — Карен Сеттман, играть которую девочкам придется каждой по одному дню в неделю. И все бы хорошо, но однажды, 30 лет спустя, Понедельник пропадает.

Что и говорить, ни одного фантастического фильма в этом году не прошло мимо моего внимания. Сентиментальные «Пассажиры», леденящее «Живое», бессмысленный и беспощадный «Чужой», оригинальные корометражки Нила Бломкампа, серьезная «Планета Обезьян», неудачный «Призрак в доспехах», спорное «Открытие». Видит Бог, я просмотрела их все, и даже не посмотрев грядущего «Бегущего по лезвию 2049» я могу искренне сказать — в моем личном хит-параде длинного метра «Тайна 7 сестер» тянет на самый оригинальный и интересный фильм по итогам еще не завершившегося сезона-2017.

А в списке фильмов-экранизаций антиутопических сюжетов и продолжений славных дел Оруэлла, «7 сестер» — лидер как минимум за пятилетку.

Успех фильма можно постараться объяснить несколькими составляющими. И первый (главный) из них — это прекрасная режиссерская работа. Молодой норвежец Томми Виркола пока снял фильмов меньше, чем пальцев на обеих руках. Однако в постоянно разрываемую между громким блокбастерным мылом и низкобюджетным потоком мыслей в жанре «сайфай» оболочку Томми Виркола внезапно облек одну из самых динамичных и концептуальных кинолент последнего времени. При этом в фокусе фильма — как ни странно, ни идея альтернативного будущего, ни инопланетные махинации, и не андроиды с флейтами под Вагнера, а помноженная на семь Нуми Рапас.

И вот мы плавно оказались у второй составляющей успеха — 37-летней шведки Нуми Рапас. Этот фильм ее настоящий бенефис, торжество актерской карьеры на текущий момент. До этого подобную виртуозную игру я видела только у Хью Гранта в «Облачном атласе». Семь разных типажей реализованы столь мастерски и столь непохоже, что к концу фильма идентичные до черточки лица разных героинь различаешь легко, по одной только мимике и взгляду.

Третья составляющая — постановка и сценарий. Увы, лучше многих мне известно, как иные утопии, набрав хорошую скорость на старте, к финалу выдыхались в самоповторение и старческий маразм. Сложно одновременно запихнуть в хронометраж глубокие мысли, экшн и визуальную красоту. Если актер слишком долго будет уходить в идею, зритель заскучает. Если ему в первой же сцене отстрелят ухо и ногу — не поймет. В «7 сестрах» гармонично подогнаны заподлицо и мысли, и экшн и саспенс. Это классический триллер в его современном понимании — сюжет держит в напряжении до самого финала, не провисая посередине и не выдыхаясь к концу.

Четвертое — жизненность происходящего. Голливуд славится умением сгладить углы до круга. Но когда у Томми Виркола героине стреляют в голову, закономерно брызжет кровь, а когда на экране секс – он настоящий и без купюр. Ну и конечно актерская глыба — Уиллем Дефо. Не в привычном сегодня «мебельном» камео, а в роли полноценного персонажа, со своими трагедиями и «зерном».

«Тайна 7 сестёр» смело играет с ситуациями и положениями. В одном кадре будет страшно, в другом — смешно, в третьем — по-настоящему грустно за героинь. Полноценно используя возможность игры с одинаковыми образами, режиссер не стремится героинь переодевать и устраивать кордебалет из несмешных шуток. Его, кажется, больше занимает эмоциональная уникальность сестер. Каждый из эпизодов с одной из них становится непохожим на другой, каждая развязка неожиданна и потому держит в напряжении. Ведь фундамент жизни, построенный на одной личности для семерых, оказался настолько психологически сложен и хрупок, что вот-вот, кажется, героини начнут размышлять о вневременных вопросах андроидов и электронных овец.

Впрочем, для зрителя в зале гораздо важнее общая динамика сюжета. И у нее получается не распылить внимание киномана, а лишь подогревать его желание вместе с героинями добраться до финала и узнать, что же все-таки случилось с Понедельник?
Источник фото: COSAS.PE

Похожие статьи