Почему пензенские журналисты пишут унылые тексты? Размышления
Владислав Беляков
Владислав Беляков
В Фейсбуке нынче разгорелась дискуссия, почему журналистика в Пензе столь уродлива. Дескать, новостных порталов у нас — пруд пруди. Но отличаются они друг от друга только степенью бездарности заголовков. Новости одни и те же — переписанные пресс-релизы официальных ведомств, репортажи со скучных мероприятий и сообщения, где, кому, отключили воду, и какую дорогу ремонтируют…

osnova.jpg

В общем, задались люди неравнодушные таким вопросом — отчего интересных текстов нет? Таких, чтобы написаны были ярким и живым языком, с цепляющими заголовками и красивыми иллюстрациями? То ли от того, что, как говорят, денег в журналистике вообще нет, не платят не фига. Вот и пишут просто от балды — все подряд, лишь бы хоть какую-то копеечку на гонорарах заработать. Либо Пенза стала совсем убогая, что ничего в ней не происходит чудесного и примечательно, то ли депрессняк на всех осенний напал, то ли все интересные люди, которые были, давно из города уехали. Туда, где денег больше, и жизнь интереснее. Так в чем же дело?

Лирическое отступление


Для начала вспомню одну историю. Году этак в 2003 работал я в газете «Молодой ленинец», которая и ныне здравствует.

По весне я приехал на пару дней в Москву в гости к приятелю Андрею Сорокину. Он только что устроился в Останкино — в молодежную редакцию Первого канала. На работе я придумал такую отмазку для поездки: дескать, друг организует мне встречу с кем-нибудь из «звезд», и будет материал для газеты. На работе разрешили.
«Останкино — это же кладезь информации для нашего издания! Почти как Кремль для «Ведомостей», — подумалось начальству. Даже если не получится подкатить к Малахову, Якубовичу или Пельшу, сойдет и звезда поменьше…

К Малахову я попробовал «подкатить». Сначала в качестве зрителя принял участие в записи передачи «Большая стирка». Затем за кулисами наивно хотел пообщаться с «самим». Он, в принципе, был не против. Моя ошибка состояла в том, что я сразу выдал, что журналист и готовлю материал в провинциальную газету. На этом наш разговор и закончился: беседа с региональным журналистом в планы Малахова не входила.

Я еще некоторое время побродил по Останкино, столкнулся в коридорах и буфете с парой-тройкой известных лиц, но с ходу знакомиться не решился. Материал горел.
Наконец, в шестом часу освободился Сорокин, и прежде чем покинуть телевизионный рай (таковым мне казалось Останкино), мы еще раз прогулялись по некоторым «знаковым» местам. Андрей непрерывно что-то рассказывал, однако я слушал в пол уха, думая, что же предъявлю своему редактору по приезду? О том, что Сорокин меня тут ни с кем не познакомит, я уже понял: человек работает всего две недели — младшим помощником младшего редактора или кем-то вроде того.

— Андрей, — говорю. — Надо статью в газету сдать. Хоть убей.
— Ну, давай про кого-нибудь напишем. В чем проблема-то?
– Что значит – про кого-нибудь?
— Да про кого хочешь!

Мы как раз остановились в подземном переходе между корпусами Останкино. Прямо напротив нас тетка пенсионного возраста торговала пирожками.

— «Пензячка кормит пирожками Якубовича» — как тебе заголовок? — спросил Андрей.
— Нормально. А что, правда кормит?
– Давай рассуждать логически. Тетка работает в Останкино? Да. Мимо нее постоянно ходят знаменитости? Да. Якубович любит пирожки, и он тоже тут ходит. Значит, теоретически он может покупать пирожки у нашей с тобой тетки. Может?
— Может, — согласился я. – А что — она действительно пензячка? Вряд ли.
— А мы больше никому об этом не скажем. У тетки сын в Москву за длинным рублем погнался, звонить-писать перестал. Вот мамочка на старости лет за сыном в столицу и подалась. И он под присмотром, и мечта теткина сбылась — каждый день людей из телевизора видит. Иной раз и Малахова пирожком угостит, и Якубовича. А историй сколько рассказать может! Можно сказать, местная знаменитость, всегда знает, кто и что сегодня к чаю купил. Допускаешь?
— Допускаю.

Мы помолчали.

…Сорокин пошел к тетке затариваться пирожками, а я в это время сделал несколько фотографий. Одна из них потом вышла в газете вместе с выдуманным от начала до конца текстом под заголовком «Тетя Нина работает в Останкино». Материал имел успех. Читали, перечитывали, умилялись. Речь в нем шла о пензячке со сложной судьбой, которая много чего в своей жизни повидала, уехала в Москву вслед за сыном, и теперь продает пирожки в Останкино, иногда подкармливая Якубовича. А под фотографией вышла подпись: «Своих земляков тетя Нина всегда угощает бесплатно».

Что надо читателю?


К чему это я вспомнил? Я ни в коем случае не призываю журналистов придумывать тексты. Хотя бы даже и такие безобидные. Тем более, что скорее, это было исключение из правил. Но может, не всегда именно писатели виноваты в том, что они пишут? Может, и читатели? Ведь это они, насмотревшись центрального ТВ, жаждут известных имен или хотя бы рассказа, вроде того, что тогда вышел у меня. О пензенцах, которые уехали? А сейчас, мол, — вон что у них, и вон что. Потому что в Пензе, по большому счету, не происходит. Если, опять же, судить по заголовкам интернет СМИ.
Смотрели сегодня новости на Яндексе в нашем регионе? Я вам покажу.

1.jpg

Сразу 12 (!) новостных ресурсов переписали пресс-релиз Следственного управления СК про бедную жительницу Малой Сердобы, «украсив» его своими «эксклюзивными» заголовками. Кто во что горазд: пырнула, ударила, вонзила, чуть не лишила жизни. Огромное количество просмотров. Почти все ресурсы делают рейтинги на криминале и ДТП. Если в заголовке нет слов «Шок», «Сенсация», «Молния», «Эксклюзив», считай, не будет рейтинга.

Значит, этого хочет читатель? Читатель, ты в своем уме вообще?

А я тут, такой, серьезно озабоченный интересными историями, что-то пытаюсь раскопать, раздобыть, ставлю себе какие-то нереальные задачи — написать о чем-то новом, да еще увлекательно, свежо, со смыслом, с иронией. Пишу. Вроде все выходит складно. Но тут — бац — от силы сто читателей в день, и, наверное, 98 из них — мои друзья по Фейсбуку. И руки опускаются. Все равно очередная тетка с ножом из Малой Сердобы меня обгонит и хвост покажет, как не пыхти.

А что, если нам всем — журналистам — взять и договориться: перестать переписывать пресс-релизы и ходить на скучные мероприятия. Писать о том, что сами находим и видим. Встать из-за стола, отключить на время компьютер, пройтись по осеннему городу, поприставать к прохожим с вопросами — как дела, как жизнь, что нового? Ведь за пресс-релизами людей живых не осталось. Может, все-таки что-то у нас происходит, а мы просто не замечаем, потому что боимся пропустить релиз в почте?

2.jpg

Тут, опять же, в Фейсбуке, примеры приводят. Мол, в других городах есть такие порталы, которые читать интересно. Да, это обычно крупные города. Сытые столицы регионов, не обремененные дефицитом бюджета. Судя по счетчикам — тексты активно читают. Хотя ничего про ДТП и отрезанные головы там не пишут. Даже про чиновников не пишут, как будто их там и нет вовсе.

Давайте попробуем тоже так, а? Докажем, прежде всего, самим себе, конечно, что мы живем не в эпоху Ольги Бузовой, как пишет Яндекс. И читателя заодно попробуем воспитать. Нового. Не зацикленного на желтизне и чернухе.

В общем, на сегодня я написал все, что собирался. Попрошу редактора поставить текст в рубрику «Авторские материалы». А то мало ли. Может, не все с этим согласны. А сам пойду прогуляюсь пока. Пообщаюсь с живыми людьми. Расскажу потом своим 98 читателям.



Источник фото: http://www.bigmir.net

Похожие статьи