Письма от иностранного дядюшки. Письмо 19-е: обязательное добровольное
Нормальный школьник должен радоваться отмене уроков, хотеть, чтобы домашних заданий не задавали, к доске не вызывали и вообще — чтобы учеба была в кайф и всё. Правило это справедливо и в отношении отпетых двоечников, и в отношении блестящих отличников — просто первые делают это «хочу» правилом своей школьной жизни, а вторые учатся вводить эти вполне естественные желания в разумные рамки. Как говорится: смелый не тот, кто не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх.
Все только что сказанное справедливо не только в отношении школьной учебы, но и в отношении школьной общественной жизни. Проблема эта знакома израильским педагогам и у нас существуют разные способы, как научить школьника делать и общественную, внешкольную жизнь нормальной составляющей жизни вообще.
В разные возрастных группах делают это, разумеется, по-разному — я хочу вам рассказать, как это делается в наших старших классах. Если формулировать коротко, то каждый десятиклассник в обязательном порядке должен взять на себя какое добровольное внешкольное занятие. Повторю: занятие сугубо добровольческого характера — а выбрать один из вариантов школьник обязан. Странно звучит, а?
Надо сказать, что когда я первый раз об этом услышал, то сразу вспомнил гениальную формулировку, слышанную однажды в лагере труда и отдыха «Романтик»: «Есть приказ добровольно идти на работу»… но когда первый шок прошел и я повнимательнее ознакомился с тем, про что идет речь — отношение и мнение мое в корне изменилось.
В Израиле решили, что ждать, чтобы старшеклассник пришел и сказал, мол, хочу добровольно заниматься с отстающими, или там добровольно помогать старикам, или добровольно помогать в кабинете географии… ну, перечитайте первый абзац…
Поэтому делают так: в начале года ученикам 10-х классов предлагают перечень всяких внешкольных добровольных занятий, какие только могут быть вообще в зоне доступности по месту жительства. Это и стандартные дела в школе (та же самая помощь учителям – мне очень удобно, что раз в неделю на час приходят ко мне двое помощников, в компьютерных классах всегда есть что делать, как и в биологии, химии и так далее…), можно ходить помогать в дом престарелых, участвовать в работе «Гражданской стражи» (нечто вроде советских ДНД), помогать в больнице, в доме престарелых, в школе для детей с особенностями развития, на «Скорой помощи»… Перечень огромен – в нем, кстати, всегда есть координаты всяких общественно-добровольных организаций, которых в Израиле огромное множество…
Более того, ученик может прийти к учителю, который за эту деятельность отвечает, с собственным предложением — если его сочтут соответствующим всяким обязательным требованиям и возможным с точки зрения исполнения, то идея будет принята.
Не скажу, как там было, когда это начиналось, а сегодня это вещь совершенно естественная, причем настолько естественная, что очень многие ученики продолжают этой деятельностью заниматься и после одного обязательного года…
Такое вот у нас получилось вполне нормальное сочетание обязательного и добровольного.
Если получится, в будущем сделаю интервью об этом с некотороми из моих учеников.
Обнимаю вас,
Ваш иностранный дядюшка Зэев.