Письма от иностранного дядюшки. Письмо 13-е: Без экзаменов – в ВУЗ
Журналист
Журналист

Наверняка, прочитав заголовок, вы решили, что речь пойдет про всяких медалистов, да отличившихся на олимпиадах отличников; ведь именно так, насколько я понимаю, и сегодня обстоит дело в России.

1.png

Но поскольку письма мои – про Израиль, речь идет просто-напросто про всех абитуриентов наших университетов и колледжей. Проще говоря, вступительные экзамены в вуз в Израиле отсутствуют "как класс", их просто нет.

Разумеется, это не означает, что учиться в университеты принимают просто всех желающих подряд (хотя одно время несколько довольно высокопоставленных политиков и носились с этой маловразумительной идеей…). Отнюдь.

Во-первых, в расчет берется средний балл аттестата зрелости, фактор совершенно естественный и законный. В определенном смысле это – стимул для старшеклассников, так что тут полное взаимопонимание между школой и вузом, причем взаимопонимание бесспорное.

Во-вторых, учитывается результат так называемого "психометрического экзамена": ни к психиатрии, ни даже к психологии он никакого отношения не имеет, а представляет из себя большой по объему, непростой и даже сложный по содержанию и четко ограниченный по времени экзамен (там на каждый вопрос выходит от 20 секунд до минуты, что-то такое… чистый ужас…). Считается, что экзамен этот позволяет выявить наклонности и способности – но тут как раз взаимопонимания между школой и вузом все меньше и меньше.

Дело в том, что на подготовку к сдаче этого теста работает целая сеть достаточно дорогих курсов и, по мнению многих специалистов, выявляет этот тест не столько уровень мышления и даже знаний, сколько умение быстро знаниями воспользоваться. Тест этот используют во всем мире, но в Израиле ему (так сложилось – а кое-кто не без оснований утверждает, что большие деньги, которые крутятся в сфере подготовки к тесту, так "сложили"…) уделяют какое-то уж слишком повышенное внимание.

В-третьих, каждый вуз имеет право установить собственную формулу подсчета конкурсного балла, сложную формулу, как правило, которая учитывает и средний балл аттестата, и наличие в нем предметов на максимальном уровне сложности, и отдельно оценки по этим предметам, и оценку по психометрии, и даже востребованность факультета (если университет решит, что это ему важно)…

2.png

Израильские университеты – самостоятельны в смысле отсутствия прямого подчинения государственным структурам, в первую очередь – министерствам. Вузы объединены в самостоятельный Совет по высшему образованию и, хотя и получают определенные субсидии от государства, напрямую ему не подчиняются.

Так почему же в израильских вузах нет вступительных экзаменов? И почему на факультет физики можно поступить, даже если в аттестате нет такого предмета вообще и человек его в качестве предмета по выбору не учил?

Ответ примерно таков: не всегда зависит от школьника, какие предметы по выбору он сделал на максимальном уровне сложности. А именно – а если в школе нет учителя, который в состоянии вести такой предмет на аттестат? И в соседних школах – тоже нет (и не всегда есть эти соседние школы-то…)? И человек выбрал те предметы, которые преподают в его школе (по выбору), и получил прекрасные оценки, и по психотесту имеет высокий балл? Что это значит? А значит: он умница и учиться умеет. Иными словами: чего не знает – наверстает, раз умница и учиться хочет и умеет. Кстати, в некоторых универах таким студентам велят пройти дополнительный годичный курс – и никто, разумеется, не отказывается.

Нет вступительных экзаменов в израильские ВУЗы потому, что ищут там не только студентов со знаниями, но, в первую очередь, умных, желающих и умеющих учиться. Вот такая история.

Обнимаю вас,

Ваш иностранный дедушка Зэев.

Фото автора

Похожие статьи