«Оно»: страшно, грустно, смешно
Многим известно, что роман «Оно» — одна из лучших среди работ гениального и, наверное, самого «плодовитого» писателя современности Стивена Кинга. Причем если остальные его книги пережили не одно и не два воплощения на экране, эта была экранизирована лишь однажды, в 1990 году. И причина такой непопулярности как минимум в объеме книги — тысяча с небольшим страниц, которые еще надо переработать в сценарий — пусть это и будет сценарий очень длинного фильма. Плюс ко всему, в тексте книги огромный кусок повествования отдан внутреннему миру и быту героев. А герои эти — подростки, которые неизбежно взрослеют и стремительно меняются, как психологически, так и физически, расставаясь с иллюзиями и встречаясь лицом к лицу с жестокостью реального мира. И этому конфликту Кинг тоже уделяет очень много внимания.
Как же перенести все это на экран двухчасового фильма и не отправить зрителя в глубокий сон? По итогам просмотра можно смело сказать, что новому «Оно» это прекрасно удалось. Ему даже удалось не испортить впечатление от культового «старичка» экранизации 1990 года. Конечно, Пеннивайз образца 2017 года, по моему мнению, сильно потерял в обаянии Тима Карри (его кукла-клоун, кстати, ближайшая к гробику в Доме с колодцем). Юный Билл Скарсгард не смотрится ни подражателем, ни имитатором, он создал свой собственный образ Пеннивайза — демонический, инфернальный, по-настоящему жуткий и потусторонний. Этот клоун не радует — смысл его жизни испугать вас до седых висков и утащить в вонючую бездну.
Кстати, в ответ на многочисленные марши протеста современных клоунов против фильма и книги «Оно» (как порочащих сей добрый образ) журнал «Мир фантастики» опубликовал преинтереснейший текст «Почему клоуны страшные?», об истории этого образа — и он далеко не такой безоблачный, каким видят его работники красного носа и широких штанов.
Порадует фильм фанатов книги многочисленными отсылками к тексту и «кинговской» вселенной, годной операторской работой, и замечательной игрой юных актеров. Ни минуты фальши — этим ребятам хочется верить, за них переживаешь, их любишь за своеобразность, самобытность и даже за шутки в стиле «школоло» про мамку.
Да, школьники так шутят — хочется этого кому-то, или нет. Конечно, глядя на очаровательную Беверли, ни на секунду не верится, что этой дивной красавице только 15 — уж больно взросло она выглядит (особенно по сравнению с пухляшом Бэном). Однако и так бывает в детском мире — некоторые из ребят слишком рано взрослеют — особенно, если родители ведут себя как агрессоры и испорченные эгоисты, а в школе идет постоянная травля и издевательства со стороны завидующих одноклассников. И раскрытию этого момента, как бы ни был он непригляден, в фильме также уделено много времени. Не просто так в описании жанра «Оно» указаны сразу и «ужасы», и «драма». Надо еще подумать, какие сцены смотреть страшнее: с зубастым Пеннивайзом или с унижающим своего ребенка отцом. Родители, как всегда, страшнее любых чудовищ из канализации.
Впрочем, по-настоящему страшного в фильме много — почти половина хронометража отдана под сцены с Пеннивайзом и его проекциями, а также с кровью, слизью, нечистотами, и прочими мерзкими вещами, в которых по колено постоянно находятся юные герои (об этом они очень интересно рассказали в своем интервью «Кровь, слюна и канализация: Дети из фильма «Оно» — об ужасах съемок», опубликованном на сайте Кинопоиска). Современность, правда, наложила свой отпечаток на стиль пугания зрителя. Если в фильме 1990 года большинство сцен просачивались ужасом постепенно (например, гадкая старушка с чаем, которая «мерзела» всё больше с каждым кадром) то в новом «Оно» всё сразу в лоб, выпрыгивает с бу-эффектом. Нельзя сказать, что это намного лучше или лучше вообще, но пугает определенно.
Подводя итог, не могу согласится с теми, кто восхваляет новое «Оно» как лучшую экранизацию Кинга всех времен и народов. Пожалуй, для этого фильму не хватает толики мудрости, душевности, легкой отрешенности от реальности и наоборот, в нем слишком много жестокости и ужаса. Переплюнуть культовые «Зеленую милю», «Мглу», «Побег из Шоушенка», «Сияние», «Мизери» и «Оно» 90-х ему не удалось и уже не удастся: слишком сильно создатели сосредоточились на желании испугать и при этом упустили что-то по-настоящему важное.
Однако это определенно достойная работа, и если вы любите Кинга, готовы к по-настоящему страшным сценам в духе «Карнавала», «Американской истории ужасов» и иже с ним, читали книгу и смотрели фильмов 90-х годов, то вам стоит посмотреть. Впрочем, достаточно и одного условия.
Помните: это лишь первая часть фильма. Во второй части истории повзрослевшим «неудачникам» снова придется сразиться с Пеннивайзом. И мы ждем ее с нетерпением. Источник фото: http://kinomobi.com