«Мэри и ведьмин цветок»: то, что Миядзаки прописал
Журналист
Журналист
Японскую студию «Понок» считают дочкой и наследницей традиций не так давно отошедшей от дел знаменитой «Гибли», поскольку директор студии Хиромасы Ёнэбаяси был и остаётся верным учеником и последователем Хаяо Миядзаки. Приятно, что слегка приспущенный флаг ушедшей на заслуженную пенсию «Гибли» «Понок» не просто подняла, а сделала это очень достойно. Разбираем удачные и не очень стороны мультфильма Хиромасы Ёнэбаяси.

66.jpeg

Юная Мэри Смит — обычная школьница, приехавшая погостить к бабушке перед началом учебного года. В деревенской глуши она ужасно скучает — под рукой нет гаджетов и развлечений, да и поговорить толком ни с кем не получается. Догоняя убежавшего в лес кота, она натыкается на необычайно красивый цветок, что наделяет ее магическими силами. Цветок и обычная домашняя метла, найденная неподалеку, отправляют девочку в магическое путешествие, которое навсегда изменит ее саму и окружающий мир.

«Мэри и ведьмин цветок» — первая полнометражная картина студии «Понок». То, что именно Хиромаса Ёнэбаяси создавал под руководством Миядзаки самые важные и зрелищные сцены «Унесённых призраков», а также занимал должность главного аниматора «Ходячего замка», заметно очень даже. Дух большого учителя пронизывает «Мэри» — он есть в стиле отрисовки персонажей и фонов, сюжете, в характерах героев и общем настрое мультфильма.

Мир «Мэри» замечательно красочен и уютен: привычная повседневность тонет в зелени, сквозит теплым деревенским уютом, мир же магии чарует и пестрит неожиданными открытиями. Именно он станет основным местом событий, скрывая за видимостью благодетели большую сюжетообразующую тайну картины. Тайну не ужасную и не пугающую, конечно же, а, скорее, интригующую и непростую для решения. Пока, правда, сценаристам «Понок» не хватило масштаба и изощренности, однако в конце — по всем правилам сказки, герои все же с честью выстоят и победят, обязательно поймут — без любви, дружбы и заботы друг о друге магия счастья не принесет.

И в этом посыле картина прекрасна. Зрители увидят классическую сказку, в первую очередь обращенную к маленькому зрителю, который обязательно вынесет из нее самые важные жизненные принципы — будь добр, отзывчив на чужую беду, не бросай товарищей, цени себя и не давай заманить фальшивыми посулами туда, куда тебе самому не хочется. С этой задачей мультфильм справляется: в героев заложена определенная глубина, отрицательные персонажи всем видом демонстрируют, как поступать не надо, а выводы пусть и не озвучиваются прямо, но напрашиваются сами собой.

Возможно, взрослым, уже видавшим работы Миядзаки, не хватило его философских подтекстов и глубоких диалогов, сложных идей о равенстве, смирении, религии и прочем, маленькому зрителю не до этого. Он в первую очередь увидит, как прекрасно нарисованы деревня, лес и магическая академия, как умилительны и красочны животные, обаятельны главные персонажи.

Да, фоны в отдельных сценах выглядят чересчур статично и скучно, неподвижно. Да, кое-где возникают сцены, словно срисованные из «Принцессы Мононоке» и «Ходячего замка». И не будь эта работа у «Понок» первой, студию могли бы обвинить в копировании и вторичности. Однако сейчас скорее стоит сказать, что детальное, практически покадровое подражание работам Миядзаки — только дань уважения и первый шаг на пути к собственному стилю. Следствие неопытности режиссера, который впервые в одиночку взвалил на себя большой и серьезный проект. И справился с этой работой, если судить по сумасшедшей популярности мультфильма в Японии, а также солидной кассе во многих странах за ее пределами.

Так случилось, что «Мэри и ведьмин цветок» появился в очень сложное время для кинозрителя — время нечисти, блокбастеризма, засилья политики и крови. И он напоминает нам — среди всего этого есть что-то человечное и светлое, что достойно внимания. Да, в соседнем зале без конца идут гонки, творится сложная человеческая драма, дерутся и воюют, но как же здорово иногда просто полетать на метле, спасти пару котов и своего друга от злобной ведьмы.

К сожалению или к счастью, но «Мэри» в нашем городе не шла на большом экране. Ее крутили в маленьких уютных залах с совсем незначительным количеством мест — и от того просмотр казался еще более «ламповым» и уютным. Словно смотришь любимые эпизоды «Унесенных призраками» или пересматриваешь «Мой сосед Тоторо» на большом экране с ближайшими друзьями.

Подобно мультфильмам «Гибли», «Мэри и ведьмин цветок» ложится на истосковавшуюся по чуду душу мягким пластырем и излечивает ту вынужденную очерствелость, за которой мы прячемся от жестокого мира взрослых. И это прекрасно.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/

Похожие статьи