Кто расшатал Темную башню?
Журналист
Журналист
Экранизация magnum opus всей жизни Стивена Кинга — Темной башни» вышла на экраны в России в минувший четверг. К сожалению, в течение первой прокатной недели она, так и не взлетев, с треском рухнула в оркестровую яму. О причинах столь печальной прокатной судьбы и немного о том, почему еще не все потеряно, — в этом обзоре.

7.jpg

Никакого секрета нет в том, что с «Башней» все не задалось с самого начала. Ее режиссер Рон Ховард, со сценаристом Акивой Голдсманом на закорках без малого 10 лет с протянутой рукой обивал пороги киностудий. Увы, никто из студийных боссов не воспламенялся сразу же дать денег этим каликам перехожим. Верный глаз человека с большими деньгами сразу же видел, насколько проект обещает быть масштабным (на секундочку, 8 книг) и неоднозначным (книг, написанных Стивеном Кингом) проект.

В итоге, уломалась на съемки студия Sony. Но поскольку проект все еще оставался спорным и масштабным, киностудия не рискнула особенно раскармливать кубышку съемочного бюджета и предложила Рону Ховарду быть поскромнее и поубористей. На пол-башенки приоткрыть франшизу, так сказать. А уж если выстрелит, вскрыть кубышку пообъемней. И знаете что? Лучше бы эти парни Рон и Акива скитались дальше.

На первых полетных минутах «Темная башня» показывает зрителю симпатичного парнишку Джейка Чемберса, которому снятся странные сны о непонятной башне, загадочном Стрелке и Человеке в черном. Эй, я уже видела фильм, который начинался точно также! Мама и отчим Джейка искренне считают, что мальчишка поехал крышечкой и его срочно надо лечить. От своевременно прибывших санитаров Джейк сбегает — и не куда-нибудь, а в параллельный мир, дырку в который он обнаружил в избушке на курьих ножках. И в лучших традициях, все заверте… Джейку предстоит спасти вселенную, башню, крышу, веру в людей и еще много чего – от тотального зла, которое грядет из очередной дыры в сюжете.

Дурным запашком от экранизации потянуло задолго до премьеры. Примерно тогда, когда в СМИ прошла информация о разгромных тестовых показах, после которых фильм пересняли чуть более чем наполовину. Простые американские работяги категорически не понимали, «что вот это вот вообще», откуда растут ноги и кто убил садовника.

При этом попытка упростить наоборот сыграла злую шутку с «Башней». Не обретя ничегошеньки в смысле, картина сильно потеряла в мотивации героев и глубине проработки мира. Если злодей, то просто ад, кишки, «я убью твоих родственников и лично их съем», если хороший парень, то рубаха, герой, «мир во всем мире». А уж с адекватно выстроенным линейным повествованием и вовсе печаль-беда.

Основные сюжетные вопросы, которые задавались в самом начале в видениях Джейка свои ответы получают едва ли не в середине фильма. В промежутке между этими событиями черепушку зрителя под завязку набивают именами, терминами и образами, объяснения которым просто нет. А иногда авторы и вовсе вспоминают, что у них вообще-то экранизация, поэтому добавляют случайных фактов и цитат из книги. В итоге те, кто восьмитомник «Темной башни» в глаза не видел, сидят в недоумении, а фанаты «Башни» к этому моменту уже сгрызли подлокотник.

Похоже, наличие первоисточника создателей не смущало. Глубокий, неоднозначный мир книжной «Темной башни», полный всевозможных полутонов, загадок и мифов, обернулся войнушкой за штандарт противника. Причем заранее прочуяв, что могут не вытянуть, сценаристы отболтались сказкой о том, что снимают вовсе не экранизацию, а сиквел приквела тизера трейлера «Темной башни». То есть перед зрителями как бы одновременно продолжение цикла и его предыстория, немножечко экранизация, и еще чуть-чуть от себя
Говоря о спецэффектах, пейзажи параллельного мира выглядят аккуратно. Перестрелки вышли, конечно же, не уровня спагетти-вестерна «Хороший, плохой, злой» (даром что Кинг списывал персонажа Стрелка с Клинта Иствуда — и да, в книге он не был черным), но и не уровня «Федор Бондарчук».

Единственный, на мой взгляд, настоящий «вин» этого фильма — его актеры. Хоть кто-то из съемочной группы пытался максимально идентично перенести книгу на экран. У Идриса Эльбы вышел отличный Роланд из рода Эльдов. Мэттью Макконахи, кажется, и вовсе с пеленок воспитывался именно для роли Уолтера Падика (Человека в черном). Ух какая сволочь живописная получилась!

Финал «Башни» (невнятный, к слову) еще раз говорит о том, что фильм сняли ради процесса, а не ради старта полномасштабной франшизы. Он едва ли тянет на просто полноценный фильм в принципе, и уж тем более на экранизацию. Кинга!

Как итог — старт полномасштабной франшизы «Башня» не сдюжила. И знаете, что из этого можно вынести? Некоторые идеи просто не надо снимать, чтобы не портить! Не извратить, не исказить, не отбить желание читать книгу и знакомиться с миром, который в реальности гораздо интереснее, глубже и сложнее, чем тот лубочный набросок, за который мы еще и деньги заплатили.

Тру-фанатам Кинга остается только надеяться на грядущую экранизацию «Оно» и сериал «Темная башня», о старте работы над которым уже сообщили СМИ. К счастью, он не будет связан с вышедшим фильмом. Шоу сосредоточится на истории Роланда: нам покажут, как он стал стрелком, как получил свои револьверы, как впервые столкнулся с Человеком в чёрном, как полюбил свою возлюбленную Сьюзен и как попытался выполнить свою первую миссию в качестве стрелка.

PS Cамое смешное заключается в том, что Стивен Кинг, писавший «Темную башню» более 30 лет, и называющий этот эпохальный труд своим «Властелином колец» и личной писательской удачей, фильм «Темная башня» своей критикой неожиданно (трагически неожиданно) обласкал. Вот такой он, великий, ужасный, и совершенно неразборчивый.
Источник фото: https://www.youtube.com

Похожие статьи