Как делаются обручальные кольца
Игорь Неродигречка
Игорь Неродигречка

Игорь Неродигречка

Экскурсия на пензенскую ювелирную фабрику и небольшое раскрытие секретов.


Этап первый: золотая труба 


Любое кольцо начинается с сырья. Это может быть золото или серебро. Традиционно обручальное кольцо —  золотое, и мы с вами проследим весь процесс его изготовления от начала и до самого конца. Заранее прошу прощения за фотографии — фотоаппарат помнит еще мое детство.

Гранулы золота сначала смешиваются с гранулами других металлов в строгой пропорции и засыпаются в плавильную машину. Это делается из-за того, что чистое золото слишком мягкое, и поэтому материалу нужно придать определенные свойства: прочность, износостойкость, цвет, ковкость и многие другие. Самого благородного металла в сплаве будет ровно 58.5 процентов, так называемая 585 проба.

В плавильной машине происходят сразу несколько процессов: металлы сплавляются, перемешиваются до однородности и формуются в виде трубки. Все это совершается при полном отсутствии кислорода, иначе золото будет пузыриться и получится слишком хрупким.


Для выполнения заказа нам потребовалась выплавленная трубка желтого золота длиной 18 сантиметров. Внешне она пока что напоминает обычную медную или латунную трубу, и только яркий желтый срез говорит нам о благородности металла.


По составленной заранее заявке нам нужны кольца диаметра 17 миллиметров и толщиной 1.85 миллиметра. То есть, нашу золотую трубку нужно протягивать. Для этого существует специальный станок. Сделан он в Германии, но из-за слишком большой прочности золота техникам пришлось дорабатывать его, а добавки закупить не немецкие, а итальянские. В итоге сплав стал не такой плотный и жесткий, а станок перестал ломать ригели — пруты, на которых протягиваются золотые трубки.


Сначала вытягивается толщина стенки. То есть на самом толстом ригеле трубка протягивается через отверстия разной толщины. Чтобы облегчить станку работу и ригель, и насаженную на него трубку смазывают специальной смесью. После первого этапа протяжки наша трубка удлинилась почти вдвое — до 31 сантиметра.


Теперь нужно отжечь металл. То есть прокалить ее в специальной печи при температуре около 800 градусов. Особенность этой печи — в топке нет кислорода, а отжиг происходит в хлоре. Так все напряжения, накопившиеся во время протяжки, «сбросятся» и кольцо получится прочным, красивым и долговечным.

После отжига трубку снова протягивают. На этот раз толщина стенки остается неизменной — уменьшается диаметр. Для этого меняется и отверстие для протяжки, и ригель. Когда трубка достигает самого большого из нужных диаметров, от нее отрезают нужную длину с небольшим запасом. Процедуру повторяют до получения нужного количества отрезков нужного диаметра.


Уже сейчас отрезанная от общей трубки заготовка похожа на кольцо.


 Этап второй: токарь по драг.металлу 


В прошлой статье мы отлили из золота трубку, прокатали ее до нужных параметров и нарезали на заготовки. Сейчас настала пора превратить нашинкованную на куски по несколько миллиметров трубку в нечто, похожее на настоящее кольцо. То есть провести черновую подготовку. Этим занимаются токари. Они получают задание на изготовление определенных профилей колец, в котором обязательно есть чертеж со всеми размерами.


Сначала обрабатываются бока и внутренняя сторона колец. На специальной фрезе алмазным резцом токарь снимает тонкую стружку с обоих боков заготовки. Одновременно дополнительный резец делает проточку под форму «Комфорт». Каждое кольцо проверяют микрометром. Максимальное отклонение от заданного параметра — 0.05 миллиметра. Если размер нарушен, кольцо отправляется в переплавку.


Если же с заготовкой все в порядке, она отправляется на следующий участок, где токарь обрабатывает верхнюю кромку. На каких-то кольцах ее делают просто скругленной, на каких-то делается проточка под вставку. В общем, здесь заготовка снова становится внешне непохожей на готовое изделие, но приближается к готовности еще на один шаг. Кольцо снова проверяют микрометром и изымают брак.

Естественно, на обоих этапах появляется большое количество стружки. Просто ее выкинуть — непростительное расточительство. Стружка собирается в емкости и по мере наполнения переплавляется. Дополнительных присадок ему не нужно: главное не смешивать разные сплавы. Драгоценный лом складывают в специальные графитовый «стаканчик» —тигель. Его вкладывают в гипсовый тигель и помещают в печь. Золото плавится при температуре около 1100 градусов, в зависимости от добавок.


Пока идет нагрев, в тигеле периодически вспыхивает пламя, выгорает масло, которым охлаждают заготовки на токарных станках. Немного этого масла оседает на стружке и единственный способ от него полностью избавиться это сжигание.

Когда весь металл превратился в вязкую жидкость, гипсовый тигель берут специальными щипцами и выливают сплав в форму. Работать приходится в толстых рукавицах, даже стоять рядом с нагретой печью жарко, а на расплавленное золото физически больно смотреть.

Полученный слиток теперь имеет точно такой же состав, что и золото в трубке, которую мы взяли в начале нашего путешествия по производству. Его добавят в плавильную печь при следующей плавке.


Этап третий: сборка колец


Полученные на этапе грубой обработки заготовки поступают на второй этаж. Там сидят сборщики колец. На некоторые из наших заготовок нужно надеть серебряные вставки. Их получили точно так же, как и наши колечки, но внутренний диаметр вставок равен минимальному внешнему диаметру основы. А профиль основы имеет форму очень широкой буквы «П». То есть, на первый взгляд задача невыполнима!

Если честно, узнав секрет колец с накладками, я был очень сильно разочарован. Я ожидал чего-то сверхъестественного, а все оказалось так просто.


Мастер берет основу и укладывает ее в одну из лунок на плите специальной машинки. Лунка сделана специальной формы — под конус. Мастер опускает рычаг, запрессовывая основу в углубление и развальцовывая одну сторону кольца. Затем на заготовку надеватся колечко вставки и ход идет другая сторона станка — конусный ригель с развальцовочным механизмом. После процедуры мастер с помощью все того же конуса сверяет внутренний диаметр кольца с обеих сторон и, если кольцо ровное, отправляет его дальше.


Здесь пути колец расходятся в зависимости от вставок. Кольца с карбоновыми вставками отправляются на лазерную гравировку. Там специальный станок выжигает заданный программой узор. Кольца с проточкой под керамику — в цех для нанесения смеси и ее запекания. Ну а кольца с металлической вставкой возвращаются к токарю, который приводит кольцо к готовому виду. 


То есть, почти готовому. Осталось еще несколько важных этапов, среди которых установка камней и полировка. Если в дизайне кольца есть стразы, фионит или брильянт, то токарь передает кольцо ювелиру. Он делает отверстие под камушек и запрессовывает его туда. Это одна из самых долгих, помимо протяжки, процедура. Например, на серьги, за работой над которыми я застал мастера, нужно потратить около полутора часов: в каждой сережке два десятка мелких фионитов.


Когда кольцо уже готово его нужно отполировать. На этом этапе с кольца счищаются все загрязнения, шероховатости, появляется благородный блеск и идеальная форма поверхностей. Примечательно, что на этом этапе работают только женщины. Как и на следующем, заключительном этапе, который называется родирование.

Под родированием понимается нанесение микронного слоя благородного металла платиновой группы родия на изделие. С его помощью серебро и белое золото получают ослепительно чистый белый цвет. К тому же родий защищает серебро от кислорода, содержащегося в атмосфере и заставляющего серебро тускнеть и чернеть при контакте с телом.


Перед родированием кольца обязательно моют в ультразвуковой ванночке. С этого момента к кольцам прикасаются только пинцетом. Некоторые ювелирные изделия отправляются на стол для нанесения лака на те части, которые родировать не надо — это элементы из желтого и красного золота. Подготовка закончена

 Кольца развешивают на специальной вешалочке и опускают в раствор серной кислоты. Так смываются остатки моющего средства из ультразвуковой ванночки. Дальше кольца промываются в двух ванночках с проточной и дистиллированной водой, потом снова кислота, но в меньшей концентрации, снова ванночка с дистиллированной водой и только после этого начинается родирование.

Вешалочку с кольцами опускают в электролит, рядом опускается пластина-контакт. Второй контакт подключается к вешалке. Сам процесс родирования занимает всего пару минут. С колец смывается лак и изделие готово. Осталось только навесить на него бирку и отправить в магазин.


Фото автора

Похожие статьи