И все-таки о ней заговорили!
Совсем недавно в статье «Когда проходит эйфория» я сокрушался по поводу того, что на прямой линии с Президентом не было задано ни одного вопроса о культуре. И тогда же сделал предположение: вопросы эти, конечно же, были. Просто их количественно заслонили наиболее острые проблемы ЖКХ, дорог, цен на лекарства, продукты…
Прошу прощения за самоцитату (для тех, кто поленится посмотреть): «Культурный человек просто не может работать, спустя рукава, то есть, мало и плохо. Культурный человек бережёт то, что сделали до него, включая дороги, здания, книги, идеи… Только культурный человек может сохранять и преумножать богатства страны, а не проедать их и разбазаривать. Потому что культура — это, прежде всего, память. А культурный человек – памятливый человек. Так говорил величайший гуманист двадцатого века Д.С. Лихачёв.
Вот и получается, что телега у нас впереди лошади! Наверное, пора позаботиться о том, чтобы в первую очередь изменить человека, сделать его умным, интеллигентным, культурным. Может быть, тогда и отпадут как минимум две российские проблемы: и дураков меньше станет, и ямочным ремонтом дорог не будем в дождь да снег заниматься! Да и многие другие тоже. Почему-то я так думаю…»
Форум ОНФ в Марий Эл всё-таки заговорил о культуре! Причём, именно в этом аспекте! Сопредседатель пермского штаба
Общероссийского народного фронта, руководитель региональной рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Елена Шлыкова предложила внести изменения в закон «Об образовании» и признать трудовое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса каждой школы. Такое предложение представитель ОНФ озвучила президенту страны Владимиру Путину на пленарном заседании «Форума действий. Регионы» в Йошкар-Оле.
Шлыкова подчеркнула, что сегодня очень остро стоит вопрос престижа рабочих профессий. При этом в перечне обязательных предметов нет ни труда, ни трудового обучения. Просьба учителя вытереть доску или вынести мусор из класса может быть квалифицирована как понуждение к труду, и педагог будет привлечен к ответственности. «Мы отучили наших детей трудиться, мы воспитали неуважение к труду», – считает она.
«На наш взгляд, необходимо срочно вносить изменения в закон об образовании», – сказала Шлыкова, отметив, что рабочая группа ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» по итогам первого дня форума выработала предложение по решению этого вопроса.
Вы помните свои школьные годы? Разве мог возникнуть у кого-то из нас вопрос – убраться ли в классе? Выйти ли на уборку территории? Принять ли участие в посадке деревьев? Конечно, нет! Когда же растеряли мы всё это? К сожалению, «помогли» законники! Вот несколько мнений, которые прольют свет на проблему - может ли школа заставлять детей дежурить и убираться?
Мнение юриста:
«Моё мнение, что в школе ребёнок должен, прежде всего, учиться, а не заниматься всякой ерундой, вроде дежурства, уборки класса или летней отработки - для этого существует обслуживающий персонал, которому за это, на минуточку, платят деньги. То, что делают ученики бесплатно, называется «оказание услуг» (глава 39 Гражданского кодекса РФ), и по идее должно оплачиваться по рыночной стоимости такого рода услуг (ст.781 ГК РФ, п.3 ст.424 ГК РФ). Но, разумеется, редкий родитель захочет связываться со школой по поводу такой мелочи».
Юристы с точки зрения буквы закона, наверное, правы. Да вот только в жизни есть и другие законы: нравственные! И общество тысячелетиями живёт, опираясь, прежде всего, именно на эти законы. Ещё мнение: «Категория "заставлять" здесь неуместна. Однако вспоминая свою учебу в школе, могу сказать следующее. У нас был график дежурств. От нас требовали его неукоснительного соблюдения. Безусловно, убираться мы не любили, не хотели, пытались от этого мероприятия отлынивать. Но все же, что и говорить: уборка класса хоть как-то приучала нас не мусорить, осознавать, что порядок в классе все-таки нужен и нам самим. Заставлять, конечно, не нужно, но можно попытаться договориться на каком-нибудь заседании управляющего совета о вкладе детей в поддержание порядка и чистоты в школе».
Уже мягче: договориться… А если не договоримся? По мне – так странная позиция.
На Форуме Елена Шлыкова заявила более определённо: «необходимо признать трудовое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса каждой школы России. Кроме того, необходимо ввести в закон понятие «труд по самообслуживанию» и «общественно полезный труд» и позволить школам разрабатывать локальные нормативные акты, которые определили бы, к какому труду может быть привлечен ученик».
Как и миллионы трудолюбивых людей, я чрезвычайно рад, что общественность и Президент заговорили о школе, о трудовом воспитании, об общей культуре, без которой и дураков не победишь, и дороги не отремонтируешь!
«Как мы понимаем, вопрос чрезвычайно важный и очень специальный и тонкий. Поэтому я сейчас не буду никаких окончательных выводов делать и не буду говорить, что мы сделаем так или иначе», – отметил Путин. Он подчеркнул, что этот вопрос нужно обсудить со специалистами. «Но то, что нужно что-то делать, я полностью с вами согласен. И нужно обязательно двигаться в этом направлении. Вопрос только – какими темпами и как конкретно это все прописать, чтобы не навредить, а, наоборот, сделать лучше», – отметил глава государства.
И ещё об одном. Мне кажется, что в связи с этим два органа управления: Министерство образования и Управление культуры и архива должны как можно интенсивнее работать вместе. Например, вместе выпускать книги пензенских писателей-историков и краеведов, журналы «Краеведение» и «Сура», которые нужны и школьному учителю, и преподавателю ВУЗа. Таких направлений общей работы масса, специалисты лучше меня знают об этом. Всё это поможет воспитать трудолюбивых и культурных людей, которые не задавали бы глупых вопросов о том, надо ли прибираться в собственном доме и собственной стране!
Путин: «Только человек с высоким уровнем культуры может добиваться значительных результатов».
Источник фото: kaliningradnews.ru