«Движение вверх»: три секунды, перевернувшие баскетбол
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Основанный на реальных событиях фильм «Движение вверх» режиссера Антона Мегердычева и продюсерской компании «Три Тэ», премьера которого состоялась на днях, вызвал оживленные дискуссии и споры относительно похожести героев на своих прототипов и степени правдивости в отображении событий 45-летней давности еще до выхода в прокат. И это в немалой степени подогрело к нему зрительский интерес, в чем можно было убедиться, побывав в пензенских кинотеатрах в первые дни его показа.



События фильма, повествующего об исторической победе сборной СССР над считавшейся непобедимой командой США на баскетбольном турнире Олимпиады — 1972 в Мюнхене, начинаются с 1970 года. После проигрыша чемпионата мира в сборной меняется главный тренер. Покинул свой пост легендарный уже в ту пору Александр Гомельский (после возвращения которого впоследствии сборная СССР выиграла Олимпиаду — 1988) на смену которому приходит Владимир Гаранжин (прототип — Владимир Кондрашин). У малоизвестного пока широкому кругу любителей баскетбола тренера ленинградского «Спартака» имеется свое видение игры, свой взгляд на то, как должен формироваться состав, свои методика тренировок и тактика.

Не всем лидерам сборной по нраву взгляды и методы нового тренера. Однако они действуют. Команда выигрывает чемпионат Европы, затем международный турнир в Бразилии. Но главная цель для Гаранжина — Олимпиада. И своим заявлением о том, что сборная СССР должна ее выиграть, шокирует многих. Ведь на протяжении 36 лет, с момента включения баскетбола в программу Олимпийских игр, монополия на победу в них принадлежала сборной США, не проигрывавшей ни разу.

Несколько драматичных линий сопутствуют основному сюжету. Тяжело больной сын Гаранжина нуждается в дорогостоящей операции за рубежом, средств на которую собрать не удается, да и с выездными листами проблема. Во время поездки в Америку выясняется, что у центрового Александра Белова редкое заболевание, и штатовские врачи отводят ему не более пары лет жизни. Проблемы с коленом у самого забивного игрока сборной Сергея Белова, со зрением — у Алжана Жармухамедова, фамилию которого американским комментаторам никак не удается выговорить. Под «колпаком» соответствующих органов еще один ключевой игрок, литовец Модестас Паулаускас, который представляется ярым антисоветчиком.

Несмотря на жесткость и требовательность, Гаранжин по-отечески относится к игрокам, хотя не сразу всем это заметно. Чтобы хоть как-то попытаться выкарабкаться Александру Белову, дает средства, собранные на лечение собственного сына. Приобретает линзы для Жармухамедова. Не отдает «на съедение» Паулаускаса. А когда у одного из грузинских игроков выходит замуж сестра, находит возможность не просто отпустить его (ведь пропустить свадьбу родственника — серьезная обида у грузин), но и выбраться туда всей командой.

Нашлось место в фильме и красивой истории любви Александра Белова и баскетболистки женской сборной СССР Александры Свешниковой (прототип — Александра Овчинникова, воспитанница ДЮСШ Кузнецка). И забавным приключениям, например, когда несколько игроков в одном американском городе в районе типа Гарлема проигрывают свои стратегические запасы черной игры уличным баскетболистам. Не был обделен вниманием и печально известный теракт, унесший жизни одиннадцати представителей спортивной делегации Израиля.

Венец всего действа — финальная игра олимпийского турнира в Мюнхене. Ему уделена добрая треть фильма. Перед зрителями в мельчайших подробностях предстает ход игры от начала до феерического окончания. Гаранжин угадал со стартовым составом, усадив на скамейку «Модю» — Паулаускаса, который накануне финала чуть было не попросил политического убежища, но в последний момент вернулся в команду, ответив на вопрос увозившим его родственникам о том, давно ли партнеры по сборной стали ему своими:

— Давно. Только понял я это сейчас.




Паулаускаса Гаранжин выпустит на площадку в ответственный момент, и тот внесет свою лепту в итог игры. Которая большую часть времени проходила под диктовку сборной СССР. Но не зря американским баскетболистам отводилась роль главных претендентов на победу в Олимпиаде. Они сумели настичь соперника, и в самой концовке матча выйти вперед. От очередного олимпийского триумфа американских баскетболистов отделяли лишь три секунды.

Эти три секунды из-та технических неполадок и разночтения трактовок правил пришлось не раз переигрывать, однажды после того как американцы уже начали праздновать победу. И здесь случается невероятное — Иван Едешко пасом через все площадку послал мяч под щит американской сборной, где Александр Белов сумел его поймать и отправить в корзину. Гегемония американцев прервана. Сборная СССР впервые становится чемпионом Олимпийских игр. В раздевалке после финального матча все игроки отдают свои премиальные за победу Гаранжину — на операцию сыну.

Говорят, что «Легенда №17», посвященная известному хоккеисту Валерию Харламову и победе сборной СССР над канадскими профессионалами в первом матче знаменитой Суперсерии того же 1972 года, с массой исторических неточностей и ляпов близкими героев в целом была одобрена. Чего не скажешь о фильме «Движение вверх», настолько расстроившем вдов Владимира Кондрашина и Александра Белова, что они не только пытались добиться изменения сценария, но и предприняли попытку отстоять свои права в суде, утверждая об искажении образов и биографических фактов реальных героев Мюнхена, их родных и близких.

Помимо упреков вдов к создателям, в картине можно уследить ряд других несоответствий. Скажем, ярый антисоветизм «Моди». В одном из интервью Паулаускас, кстати, капитан сборной на мюнхенской Олимпиаде, на вопрос о том, что его заставляет посещать один городок в Калининградской области и заниматься с местными мальчишками, ответил, что туда его гонит ностальгия по советской юности, что он хочет слышать русскую речь и помогать ребятам. Или появление той же Овчинниковой (по фильму Свешниковой) в Мюнхене в составе официальной делегации, поскольку женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал спустя четыре года.

В защиту «Движения вверх» можно заметить, что художественный фильм отнюдь не является документалистикой, и его авторы на вымысел право имеют. Другое дело, насколько они перебарщивают, используя его. А автор победной передачи Иван Едешко, выступавший в качестве одного из консультантов фильма, полагает, что он все же больше документальный, чем художественный.

Фильм «Движение вверх» может представиться как спортивная сказка со счастливым концом. В которую многие могут не поверить — так, мол не бывает. Не верят в такой конец и игроки той американской сборной, до сих пор отказываясь забирать серебряные медали, считая, что их награды другого достоинства.

Но они были, эти три секунды, которые перевернули многое в мировом и отечественном баскетболе. Этот фильм — напоминание о том, что у нас немало было, есть, и будет кем и чем гордиться.

Похожие статьи