-2° ... -4°, ветер 2 м/с
97.55
106.14
200 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗКАХ
Журналист
Журналист
Сегодняшний уровень образования и воспитания никого не устраивает. Вот и Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов России, народный артист РСФСР, недавно побывавший в Пензе, заявил, что современная государственная политика в сфере образования является огромным злом.

Воспитанники Лицея

Не так давно вся страна обсуждала (а часть и осуждала) школьного учителя, который (о, боже!) каждый день заставлял детей учить маленькое стихотворение и уже в первом классе – таблицу умножения. Кто-то увидел в этом даже насилие над личностью! Сегодня ученикам первого класса запрещено ставить оценки: не дай бог нанести психологическую травму. Запрещено задавать домашнее задание: надо больше отдыхать! Много чего запрещено… Учащиеся старших классов просто «умирают» от перегрузок, от бесчисленных контрольных и экзаменов, их предстоит сдать аж несколько! А всегда ли так было? Интересно, как учились их сверстники, скажем, 200 лет тому назад?

Возьмём Царскосельский Лицей. Скажете – эх, куда хватил, это не рядовая школа. Но и лет прошло ведь 200! И мы сегодня говорим о нагрузках. В него поступали дети 10-12 лет. Значит, по окончании младшим было 16, как и сегодняшним выпускникам школы. Заметьте – никаких компьютеров и прочих «помощников». Итак, 200 лет тому назад, в 1817 году выпускники Царскосельского Лицея за 17 майских дней сдали 15 экзаменов: русская, немецкая, французская словесность, латынь, история, право, физика и математика, география и др.

Сегодня наше государство осознало, наконец, необходимость консолидации усилий учёных, педагогов, деятелей культуры для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения. Создано Общество русской словесности! Но это тема отдельного разговора.

В Лицее же, 200 лет назад, изучение русского языка и словесности начиналось с первого года обучения. Уважение к родному языку, к русскому слову должно было способствовать развитию патриотических чувств.

И сегодня поражает, сколь обширна была лицейская программа: одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории – всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трёх западных), языки – латинский, русский, французский, английский, немецкий, а ещё – психология, логика, география и все точные науки… И никто не жаловался на перегрузки, поскольку обучение в классах чередовалось с уроками танцев, фехтования, верховой езды, гимнастики. Лицеисты росли здоровыми, ловкими, закалёнными. Их жизнь была одухотворена девизом Лицея: «Для общей пользы». Двести лет тому назад…

При этом знание не рассматривалось как самоцель. Главным было воспитание хорошего человека. Таким был в ХIХ веке государственный заказ. Все были согласны в том, что хороший человек и со скромными познаниями принесёт пользу Отечеству, а бездушный и бессердечный себялюбец, да ещё образованный и облечённый властью, может послужить лишь погибели родной страны.

Первые три года — начальный курс — включали предметы старших классов гимназии, кроме политэкономии, статистики, технологии, коммерческих наук, но был введен особый курс «Изящных искусств и гимнастических упражнений». В него входили: чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.
Последующие три года — окончательный курс — содержали предметы университета.И это изучали дети 16-17 лет! И никто, заметьте, не говорил о перегрузке!

Почему сегодня надо это знать и этому, если хотите, подражать. Да, да, да – подражать тому, что было в России 200 лет назад. Да потому, что перед Россией стоят сегодня (и в который раз) те же задачи: стать новой и сильной державой. 

Тогда идеологом преобразований был М.М. Сперанский – человек для пензенской истории не чужой: будущий пензенский губернатор.По мысли Сперанского, Лицей и должен был растить людей для утверждения новых планов, для работы в новой, преобразованной реформами России. Сперанский хотел, чтобы новая школа воспитала не рядовых чиновников, слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но людей, которые сами бы прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли намеченные идеи в жизнь. Они должны были отличаться широчайшими знаниями, умением мыслить, любовью к отечеству и стремлением трудиться для его блага. 

Воспитанники Лицея должны были получить прекрасное образование и воспитание, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении страны. Вот бы России такого министра образования!!!Ничего не напоминает? Да это же вполне современный и своевременный план преобразования страны! 

Так что, давайте учить детей наших так, чтобы не было за них стыдно, чтобы сумели они стать не «слепыми исполнителями воли вышестоящего начальства», а настоящими тружениками на ниве преобразования отечества. Давайте поймём, что сегодняшние «перегрузки» наших школьников – это лишь малая толика тех усилий, которые на самом деле необходимы современной России. Так что, речь сегодня, в 21 веке, надо вести не о перегрузке учащихся, а о скорейшей перезагрузке современного образования!

Похожие статьи