«Заря автомобилизма» над Пензой: продолжение
Журналист
Журналист
Олег Сиротин

А мы продолжаем цикл статей о первых машинах, появившихся на улицах нашего города

6.jpg
Oldsmobile Model 6C Curved Dash Runabout 1904

О Лидии Николаевне Цеге (1884-1962) и её муже Константине Карловиче Цеге (1879-1926), видных представителях пензенской интеллигенции начала ХХ века, уже писалось немало и подробно. Константин Карлович — германский подданный, выходец из семьи обедневших немецких колонистов, — после окончания 2-й Пензенской мужской гимназии работал представителем Санкт-Петербургского общества страхований, затем стал совладельцем торговой конторы «Посредник», продававшей сельскохозяйственные машины и инвентарь; увлекался техникой, театром, фотографией и кино, входил в состав правления местного Музыкально-драматического кружка (1907-1908 гг.), открыл в 1908 году собственный кинотеатр «Аванс» на Московской улице.

Лидия Николаевна, получившая музыкальное образование, также увлекалась «новыми веяниями» в культуре и искусстве, и благодаря высокой творческой атмосфере в дружной семье Цеге вокруг неё в середине 1900-х годов сформировался своеобразный домашний салон, который посещали артисты, музыканты, литераторы, ученики Пензенского художественного училища (в том числе молодые А.В. Лентулов и В.Е. Татлин) и музыкальных классов Пензенского отделения Императорского русского музыкального общества. Широко известен факт пребывания в доме Цеге первых русских футуристов — В.В. Маяковского, Д.Д. Бурлюка и В.В. Каменского, посетивших Пензу в ходе поэтического турне в марте 1914 года.

Константин Цеге, одарённый механик и изобретатель, был своеобразным центром притяжения для таких же, как и он, местных энтузиастов технического прогресса, и потому наиболее вероятным кандидатом на приобретение автомобиля. К слову, и работа у него была связана с закупками и продажей различной техники. Контора «Посредник», главный павильон которой располагался на Московской улице, торговала, среди прочего, моторами разных типов и мотоциклетками (у самого К.К. Цеге было две мотоциклетки фирмы «Вандерер» мощностью 3,5 и 5 л.с.), так что проблемы со снабжением автомобиля горючим или запчастями, техническим обслуживанием могли решаться достаточно легко. И жила семья Цеге в доме на улице Никольской (ныне Карла Маркса), недалеко от городского парка. Такая вот цепочка уточнений, дополняющих изображение на фотографии.

Теперь немного и о самом автомобиле, представленном на фото. Его история так же уникальна, как и его не совсем обычный внешний вид, из-за которого он и получил уточняющую приставку к основному имени «Oldsmobile» — Curved Dash, что можно перевести с английского как «изогнутый». Этот малолитражный автомобиль с одноцилиндровым двигателем мощностью от 4 до 7 л.с. производился в 1902-1907 годах американской компанией «Olds Motor Works», основанной Рэнсомом Олдсом (Ransom E. Olds), и считается первым серийным автомобилем в истории автопромышленности (более 19 тысяч экземпляров нескольких модификаций).

8.jpg
Автомобиль Oldsmobile Curved Dash пытается заехать наверх по лестнице Николаевского бульвара (Потемкинской лестнице). Февраль 1906 года.

Поначалу машины, выпускавшиеся заводом компании в городе Лансинг (штат Мичиган, США), именовались «Olds automobiles», но автомобилисты быстро сократили название до «Oldsmobile»; имя прижилось и стало ещё популярнее после выхода в 1905 году песни «In my merry Oldsmobile» — одной из первых песен на «автомобильную тему». Пензенский экземпляр — вероятнее всего, знаменитая модель 1904 года Oldsmobile Model 6C Curved Dash с открытым двухместным кузовом типа Runabout: мощность двигателя, располагавшегося в центре рамы, под сиденьем, составляла 7 л.с., имелась двухступенчатая коробка передач, однако система управления ещё была архаичной — изогнутый рычаг, соединённый с передним мостом, — и для поворотов требовалась явно не женская сила.

Простой и крепкий автомобильчик весом около 400 кг развивал скорость свыше 30 км/ч, неплохо передвигался по пересечённой местности и грунтовым дорогам (что роднит его с удивительно похожим по компоновке спортивным собратом второй половины ХХ века, именуемым «багги»), и даже преодолевал подъёмы с уклоном до 30 градусов: в феврале 1906 года в Одессе была сделана рекламная фотография, на которой Oldsmobile Curved Dash поднимается вверх по ступенькам лестницы Николаевского бульвара (сейчас больше известной как Потёмкинская лестница). Возможно, что эта фотография была знакома К.К. Цеге и сыграла определённую роль в выборе автомодели, подходящей для крутых улиц Пензы.

Вообще, реклама у компании «Olds Motor Works» была поставлена превосходно, и долгое время Oldsmobile Curved Dash являлся лидером по количеству произведённых и проданных экземпляров (к слову, именно на заводе в Лансинге была установлена первая автоматизированная сборочная линия, позволившая не только десятикратно увеличить производство автомобилей, но и ощутимо снизить их цену — до 650 долларов, или, по курсу того времени, около 1300 рублей).

9.jpg
Обложка пластинки с записью песни «In my merry Oldsmobile»

Множество сохранившихся изображений Oldsmobile позволяют дополнить пензенскую фотографию деталями: на ней, например, нет передних ацетиленовых (карбидных) фонарей (электрического освещения тогда у автомобилей ещё не было), снятых по причине дневного времени. Совпадает и фабричный логотип на кузове. При этом следует отметить, что в 1904-1906 годах аналоги Oldsmobile Curved Dash по лицензии фирмы-производителя выпускались в нескольких странах, в том числе и в России (АО «Дукс» Ю.А. Мёллера в Москве и АО «Аксай» в Нахичевани-на-Дону).

Время появления первого автомобиля в Пензе совпало с периодом значительных изменений в российском автомире. В мае 1907 года в Санкт-Петербурге, в Михайловском манеже, прошла первая международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта, в которой приняли участие 70 крупнейших мировых производителей автомобилей и автопринадлежностей из 10 стран, включая Россию. Жители и гости столицы познакомились с новейшими моделями таких известных фирм, как «Бенц», «Даймлер», «Рено», «Опель» и других, и, конечно, смогли их приобрести.

Основным результатом выставки стало «окончательное причисление» России к «сонму великих автомобильных держав» и серьёзное обновление отечественного автопарка. На смену забавным малолитражкам типа Oldsmobile стали приходить (в том числе и в Пензе) совсем другие автомобили. Первые уступали место вторым, более мощным и вполне современного облика. А сами зачастую просто исчезали бесследно. Сохраняясь разве что на старых фотографиях.

(Продолжение следует)

Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области

Источник фото: 

http://i.wheelsage.org,

https://upload.wikimedia.org,https://en.wikipedia.org/

Похожие статьи