«Заря автомобилизма» над Пензой: первые такси
![«Заря автомобилизма» над Пензой: первые такси](https://penza-online.ru/upload/iblock/c91/12345.png)
«К воротам сада, непрерывно ахая и стреляя, подъехал зелёный автомобиль, на дверце которого была выведена белая дугообразная надпись: «Эх, прокачу!». … Минут пять шофёр просительно смотрел через садовую решётку и, потеряв, видно, надежду заполучить пассажира, вызывающе крикнул:
— Такси свободен! Прошу садиться!».
И. Ильф, Е. Петров. «Золотой телёнок»
«На улицах у нас появилось уже несколько автомобилей, отдающихся на прокат. По вечерам вы их можете видеть почти постоянно около гостиниц в полном бездействии и с выставленными аншлагами.
— Свободен.
Некоторые из автомобилей в виде пятиместных карет очень красивы. Однако плата за езду по 8 рублей в час, или же по 40-50 копеек с версты кажется высокой, и охотников бросать деньги на модную забаву почти не находится. Автомобили, таким образом, выезжая из места стоянок, доставляют удовольствие пока лишь одним извозчикам, которые подсмеиваются над их неудачей».
Примечательно, что и внешний облик первых механических извозчиков Пензы мало чем отличался от легендарной «Антилопы-Гну». Достаточно взглянуть на единственную уцелевшую до наших дней фотографию одного из таких «автомобилей напрокат», хранящуюся в фондах Пензенского государственного краеведческого музея, чтобы составить представление об автомобильном дизайне и шофёрской моде начала ХХ века. Пожалуй, единственное отличие заметки 1913 года от реалий второй половины 1920-х годов, — это отсутствие слова «такси», ещё не прижившегося в российской провинции.
![](/12345.png)
Первые автомобили для внутригородских пассажирских перевозок, снабжённые специальными устройствами — таксиметрами (taximètre, в переводе с французского, — «счётчик цены»), появились в Лондоне в 1907 году; день их выхода на маршруты — 22 марта — теперь отмечается как Международный день таксиста. Очень быстро новое слово сократилось до «такси» (точно так же, как в своё время из слова «кабриолет» возникло название популярного лондонского наёмного экипажа — «кэб»). В России первые такси, именовавшиеся сначала таксомоторами, появились чуть позже, в 1908 году. В Санкт-Петербурге таксисты некоторое время работали сами по себе, пока в 1909 году не возникло общество «Санкт-Петербургский таксомотор»; в Москве уже в 1908 году было создано «Товарищество автомобильного передвижения», располагавшее собственной ремонтной мастерской и гаражом на 30 автомобилей. К 1912-1913 годам количество петербургских такси увеличилось до 330, московских — до 230; появились даже центральные станции приёма заказов на такси по телефону. Тарифы на перевозку пассажиров утверждались городской управой и составляли от 40 до 60 копеек за версту. Так что пензенские таксисты пытались работать по вполне «столичным» расценкам, и место для стоянок выбирали соответственно: возле гостиниц, ресторанов и тому подобных «бойких» мест.
Однако разница между доходами жителей крупных и средних городов (не говоря уже о городах уездных) была значительной и в то время, а потому немногочисленные провинциальные такси перебивались в основном случайными заработками — как и их литературный собрат. Данных о существовании в Пензе таксомоторных компаний не обнаружилось: автомобильным извозом занимались по собственной инициативе отдельные частные лица, пытавшиеся хотя бы немного окупить расходы по приобретению и содержанию автомобилей. Которых, к слову, в Пензе и уездах губернии становилось всё больше и больше с каждым годом. Так, 20 июня (3 июля) 1913 года «Пензенские губернские ведомости» сообщали читателям, что «за последнее время, к сожалению, на наших улицах довольно часто стали попадаться автомобили, назначение которых как бы только в том и состоит, чтобы доставлять горожанам разные неудовольствия и сюрпризы…» Значительная часть машин приобреталась за пределами Пензы — в Петербурге, Москве, Самаре и других городах, однако и в самой Пензе в первой половине 1910-х годов появились представители фирм, производивших автомобили.
![](/1234.png)
Реклама пензенского представителя компании «Форд» («Пензенские губернские ведомости» от 11(24) марта 1913 г.)
Наиболее активно действовал сотрудник американской компании «Форд» Иван Николаевич Забозлаев, проживавший в доме №74 на улице Казанской (ныне Урицкого). Публиковавшаяся им в местных газетах реклама предлагала жителям Пензы и губернии приобрести спортсменские и дорожные легковые автомобили (спортивная разновидность стоила 2175 рублей, 5-местный фаэтон — 2375 рублей, 6-местная карета — 3175 рублей), грузовики (от 2800 рублей), омнибусы и аэросани. При этом указывалось, что все типы машин имели 4-цилиндровые моторы мощностью 22 л.с. и могли развивать скорость до 75 вёрст в час, а марка «Форд» считалась наиболее известной на заграничном и русском рынках: автомобили фирмы доказали свою выносливость «по высоким горам, пескам, грязи и снегу», и их уже можно было видеть (к примеру, весной 1913 года) «не только в Пензе, но и в Городищенском, Чембарском, Инсарском и других уездах бегающими по сельским дорогам». Попутно И.Н. Забозлаев торговал «наилучшими в мире автомобильными шинами Мишлен» и запасными частями для «Фордов». Покупатели машины могли пройти бесплатное обучение вождению под руководством опытного шофёра-инструктора (хотя чаще всего новые автовладельцы предпочитали нанять водителя, отчего данная профессия начала пользоваться спросом: например, в августе 1913 года контора И.Н. Забозлаева набирала учеников в шофёры). Активность фордовского представительства имела хорошие результаты: когда в 1914 году проводилась общая перепись имевшихся в губернии автомобилей, больше всего было зарегистрировано именно «Фордов» — 15 единиц. «Форды» с кузовами различных типов приобрели себе вице-губернатор, действительный статский советник Алексей Алексеевич Толстой, владелец хрустального завода в селе Никольское-Пестровка Городищенского уезда князь Александр Дмитриевич Оболенский, некоторые землевладельцы из Наровчатского, Чембарского, Мокшанского, Саранского и других уездов, служащие и предприниматели из Пензы (в том числе распорядитель пензенской гостиницы «Метрополь» Цезарь Фабианович Садовский, купивший карету «Форд» для «развоза постояльцев»). Судя по описаниям, практически все «Форды» относились к одной базовой модели, самой популярной и массовой в то время, — Ford Model T, известной в Америке, как «Tin Lizzie» («Жестяная Лиззи»). Модель Т выпускалась заводами Ford Motor Company в США и других странах с 1908 по 1927 годы; общее количество выпущенных экземпляров превысило 15 миллионов. Оснащённая 4-цилиндровым двигателем объёмом 2,9 л и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа, «Tin Lizzie» отличалась простотой, надёжностью и высокой проходимостью, что сыграло немаловажную роль в её распространении в России. Пензенские покупатели приобретали в основном открытые 4-5-местные спортивные и дорожные автомобили с кузовами «торпедо» и «дубль-фаэтон» со складным кожаным верхом — недорогие и практичные.
Продажей автомобилей в Пензе занимался также инженер Губерт Иосифович Карренберг, представитель американской фирмы «Кейс» (J.I. Case Threshing Machine Company), выпускавшей сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику. Собственный склад земледельческих машин и орудий Г.И. Карренберга в доме князя Оболенского на углу улицы Предтеченской (сейчас Бакунина) и Базарной площади предлагал покупателям трактора (паровые и нефтяные), усовершенствованные молотилки и автомобили, изготовленные «специально для русских дорог». Несколько автомобилей были приобретены землевладельцами из Пензенского, Мокшанского и Инсарского уездов; пятиместным «Кейсом» с двигателем мощностью 30 л.с. владел и сам Г.И. Карренберг. Интересно, что в хронике мировой автомобильной промышленности фирме «J.I. Case Threshing Machine Company» места практически не отводится: производство автомобилей было для
компании «побочным», и быстро прекратилось.
![](/case.png)
Одна из моделей автомобилей компании Case
Публиковалась в пензенских газетах 1913 года также реклама автомобильных фирм Adam Opel AG (Германия) и Willys-Overland Motor Company (США), но их представительства в городе не открывались. Ни одного экземпляра автомобилей «Опель» или «Оверлэнд» в Пензенской губернии, судя по сохранившимся данным, приобретено не было.
![](/03.jpg)
Реклама автомобилей «Оверлэнд» («Пензенские губернские ведомости» от 26 мая (8 июня) 1913 г.)
Однако на приведённой выше фотографии пензенского такси запечатлён не «Форд» (как иногда утверждается), и не «Кейс», а одна из моделей широко известной в своё время французской фирмы «Даррак» (Automobiles Darracq S.A.), основанной в 1896 году инженером и изобретателем Пьером Александром Дарраком (1855-1931), уроженцем Бордо. В сохранившихся описаниях машины указывается фирма-изготовитель, мощность (12 или 16 л.с.), время и место изготовления — 1910 год, фабрика компании «Даррак» в местечке Сюрен, недалеко от Парижа. В Сюрене (одном из пригородов французской столицы в наши дни) находился основной завод компании Automobiles Darracq S.A., занимавшей в 1910 году третье место во французском автопроизводстве после фирм Peugeot и Renault. К 1911 году компания, располагавшая производственными мощностями во Франции, Великобритании, Испании, Италии, Германии, полностью перешла на выпуск 4-цилиндровых моделей. Немалую часть среди них составляли дешёвые и доступные автомобили Darracq 14/16CV, имевшие объём мотора в 2,4 литра, мощность до 19 л.с. (при заявленных 14-16 л.с.), термосифонную систему охлаждения, зажигание от магнето и трёхступенчатую коробку передач. До наших дней сохранилось всего несколько экземпляров таких автомобилей с характерной «внешностью», переданной по наследству некоторым автомобилям других фирм, с которыми сотрудничал Александр Даррак, — в частности, Opel и Alfa (впоследствии Alfa Romeo).
![](/zelen.png)
Автомобиль Darracq 14/16CV
Судя по всему, и на пензенских улицах столь ценимый сейчас антикварами Darracq тоже был уникумом: во всей Пензенской губернии числилась одна-единственная машина такой марки. Фотография её, довольно широко растиражированная сейчас в печатных и Интернет-изданиях, была сделана в 1913 (или 1914) году пензенским фотографом Б.И. Вальдманом возле своего ателье на улице Московской — того самого, чью витрину разбил в 1907 году первый в городе автомобиль под управлением Л.Н. Цеге. Передал снимок в Пензенский областной краеведческий музей местный знаток и любитель старины Сергей Иосифович Новохацкий в 1966 году — с пометкой, что на фото изображено первое такси в Пензе, принадлежавшее его отцу, художнику И.И. Новохацкому, и зубному врачу В.Ф. Файнштейну. Пассажир, сидящий в автомобиле, — юный С.И. Новохацкий. Личность шофёра не установлена (версия о том, что это владелец машины И.И. Новохацкий, вызывает сомнения — не совпадают ни внешность, ни возраст).
![](/chel.png)
И.И.Новохацкий
С уверенностью можно сказать, что владельцем машины действительно являлся статский советник Иосиф Иосифович Новохацкий (1867-1933), уроженец Пензы, художник-портретист и пейзажист, окончивший Петербургскую Академию художеств, преподаватель 1-й Пензенской мужской гимназии и Пензенского художественного училища, участник губернских художественных выставок и автор портретов общественных и культурных деятелей Пензы (а ещё — дядя жены известного писателя и деятеля русской эмиграции Романа Борисовича Гуля, Ольги Андреевны Новохацкой). Не желая отставать от технического прогресса, И.И. Новохацкий приобрёл в 1910-х годах автомобиль Darracq с четырёхместным кузовом типа «дубль-фаэтон» и мотоцикл германской фирмы Wanderer с мотором мощностью в 1,5 л.с.: оба транспортных средства упоминаются им в письмах Пензенскому губернскому правлению в августе-сентябре 1914 года, когда проводилась регистрация автомобилей и мотоциклов, подходящих для нужд фронта. В указанных письмах сообщалось, что на момент регистрации «Даррак» находился в залоге в Пензенском городском ломбарде и, вероятнее всего, был непригоден к «военной службе»; однако владелец готовился выкупить машину в случае, если приёмная комиссия захочет её приобрести. Интересно, что до этого (в начале 1914 года) И.И. Новохацкий, наоборот, пытался продать свой автомобиль, разместив объявления в газетах.
Однако судьба уберегла «уникум» от фронтовых дорог: он был признан негодным и оставлен хозяину. Дальнейшая история машины неизвестна — может быть, она закончила свои дни в бесхозности, растасканная на детали, а может быть, в 1920-е годы её реанимировал какой-нибудь механик-любитель, соорудивший собственный вариант «Антилопы-Гну».
![](/9.png)
Список автомобилей, представленных для осмотра военно-автомобильной комиссией в Пензе 23 августа (5 сентября) 1914 г. Из фондов Государственного архива Пензенской области
К 1914 году увлечение автомобилями и таксомоторами в Пензе пошло на спад, а после начала войны, оборвавшей все поставки машин и деталей, и вовсе заглохло. Показательно, что энергичный «автодилер» И.Н. Забозлаев уже в декабре 1913 года переехал на новое место — в дом №12 на Щепной площади (район нынешней улицы Славы), и занялся покупкой, арендой, залогом и ликвидацией имений, различными операциями с недвижимостью, и «устройством без риска под верные обеспечения капиталов разными суммами». Вероятно, перешёл на более «хлебное» поприще. А может быть, на примере неудач и сложностей, одолевавших первых автовладельцев, убедился (как и бедолага Козлевич) в том, что «автомобильный мессия прибыл раньше срока, и граждане не поверили в него»…
Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области и Пензенского государственного краеведческого музея.
Источники фото http://api.ning.com, http://2.bp.blogspot.com