Музею одной картины — 40 лет!
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Вчера в Пензе отмечал свой юбилей уникальный музей одной картины им. Г.В. Мясникова.

По версии журнала « Forbes, он входит в тройку лучших музее на планете, посвященных одной вещи,  где в списке из 6-ти уникальных музеев мира, музей одной картины в этом списке находится на третьем месте, в ряду таких мировых музейных жемчужин как музей Туринской плащаницы в Милане, музей колокола Свободы в Филадельфии, музей Луны на спутнике Земли и музей корабля в Швеции.

Музей был открыт 12 февраля 1983  в особняке — доме почтмейстера,  построенном в 70-х годах XIX-го века.  Автор идеи и инициатор создания музея — Георг Васильевич Мясников, секретарь Пензенского обкома КПСС, непосредственным организатором музея был заслуженный деятель искусств В.П. Сазонов. 

В своем дневнике Георг Васильевич оставил воспоминания о том, как у него возникла идея создания подобного музея. Их вчера опубликовала в соцсетях Пензенская картинная галерея:

 «1980-й год. 30 октября.

Ночная идея: найти в центре города на Московской улице небольшое помещение, хорошо его отделать и открыть Музей одной картины. Связаться с Третьяковкой, Русским музеем и периодически выставлять в подлиннике шедевры русской живописи (одну картину!).

Когда выставка – это свалка, нет возможности сесть и спокойно всмотреться. Да! Еще и сопровождение. Музыкальное и рассказывающее. Надо думать, искать!

Может, это новое слово в пропаганде искусства.

1980-й год. 23 ноября.

Мучаюсь над идеей открытия в Пензе «выставки одной картины». Попробуем посмотреть под эту затею дом почтмейстера около памятника Первопоселенцу.

И место хорошее, да и дом исторический, старинный.

Замысел рисуется так: зал, стены которого обтянуты серым сукном. Передняя стена высвечена и на ней - одна картина.

По центру зала 20–30 удобных кресел. Начинается сеанс. Звучит магнитная запись. Идет рассказ о художнике, о содержании картины, живописных достоинствах. Потом тихая музыка, соответствующая настроению картины.

Какие брать картины? Принцип отбора:

1) безусловно, решенные в реалистическом духе;

2) отличающиеся высоким мастерством исполнения;

3) имеющих глубокое содержание.

Где их брать? В Третьяковке, Русском музее, из нашей Картинной галереи, у ведущих художников. Будем давать книгу отзывов».

 


Созерцание каждого произведения искусства предваряется видеофильмом, освещающим эпоху, в которую было создано произведение, позволяющим открыть удивительный внутренний мир автора-художника, его идеи, его замыслы, переживания. Сеанс длится 45 минут.  По завершении фильма открывается занавес и взору публики предстаёт картина, показ которой также сопровождается пояснительным текстом и музыкой. 

В разное время в музее экспонировались полотна: «Взятие снежного городка» В. Сурикова; «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге (обе в 1983 ГРМ); «Сватовство майора» П. Федотова (1984, ГРМ), А. Пластова «Весна» (1984, ГТГ), В. Попкова «Шинель отца», И. Репина «Вечорницы» (обе 1985, ГТГ), И. Шишкина «Корабельная роща» (1986, ГРМ), В. Боровиковского «Портрет князя Куракина» (1988, ГРМ), Б. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1994, ГРМ) и др. Все литературно-музыкальные композиции были поставлены по сценариям московского писателя В.И. Порудоминского режиссером Л.Б. Веледницкой, текст читали ведущие актеры столичных театров: М. Ульянов, О. Ефремов, О. Табаков, Р. Плятт и др.

 С 1983 года по настоящее время в музее всего выставлялись 20 картин и одна икона, — говорится на сайте музея.

А вот как вспоминает открытие музея сам Георг Мясников:

«12 февраля. […].  К 14.00 с Федором – к Музею одной картины. Открытие. Торжественный момент  материализации новой идеи. Отлично выступила Л.И. Новожилова, директор Русского музея: ничего подобного в мире нет, Суриков за 100 лет выезжает второй раз  из Русского музея (первый – в Японию, второй – в Пензу и больше не поедет); «за  шедеврами не постоим»! Я – без бумажки. Поблагодарил, обратился с призывом к  другим собраниям [картин] – поддержать. Зашли в музей. В раздевалке простая  работница сказала: «Ну, Господи, благослови, чтобы хорошо получилось!» Просмотр закончился аплодисментами. Махмуд Эсамбаев: «После такой великой картины сложно выступать с моими халтурными танцами». Вернулись в обком. Федор  без зависти поздравил. У меня – обсуждение с москвичами. Есть дельные замечания о большей камерности, есть – эстетствующие соображения. Жизнь внесет поправки. Надо думать, что [просить] из Третьяковки и что из Пушкинского».

Широких празднеств, посвященных юбилею музея, вчера в Пензе не было. Но мы точно знаем, что пензенцы гордятся тем, что в городе существует единственный в мире музей одной картины

Кстати, в музее успели побывать многие знаменитые культурные деятели нашей страны: Людмила Зыкина, Сергей Михалков, Георгий Жженов и другие гости, посетившие наш город. Один из них даже сравнил посещение музея с духовным причастием.    

«Замечательное, доброе дело творят люди в Пензе. Причастие духовное так насущно необходимо в наше быстротекущее время. Не оставляйте усилий, всего вам самого доброго». Такой вдохновляющий текст оставил в книге известнейший режиссер Олег Табаков.

И с ним сложно  не согласиться.

Источник фото: из архива Пенза-Онлайн

Похожие статьи