«Кольская сверхглубокая» — ответ ненавистникам отечественного кино
В интернетах бытует мнение, что российское кино пребывает в упадке. И мнение это небезосновательно, особенно когда речь заходит о жанре ужасов.
Начиная с «Мёртвых дочерей» аж 2007 года и заканчивая современными «Ягами» и «Русалками», славянская мысль бьëтся в тенëтах кинематографа, пытаясь выразить в искусстве всю свою хтоническую тоску и загадочность, но всë тщетно. На деле многие интересные идеи убиваются на корню кривой реализацией, и получаются фильмы а-ля «Диггеры» (плохо нарисованные монстры в московском метро).
Однако хотелось бы отметить один из относительно свежих отечественных хорроров. Не то, чтобы это был мега-успешный проект, но в нëм видятся перспективы и надежды на светлое будущее. Это фильм «Кольская сверхглубокая» (2020).
Сама идея снять фильм в этом сеттинге представляется мне весьма удачной. Кольская скважина обросла горой слухов и является богатым источником городских легенд в духе «советские инженеры пробурили вход в ад». Как и зловещая история перевала Дятлова, всë это создаëт благоприятную атмосферу для экранизаций.
Естественно, кино не имеет отношения к реальности. Вместо отверстия крошечного диаметра в глубинах земли, нам показывают целый подземный комплекс, выстроенный во впечатляющих безднах. И, как всегда, учëные влезли куда не надо. Под землëй живëт гриб, радостно ждущий носителей для захвата планеты. Люди в качестве таковых вполне годятся, и пошло-поехало.
Фильм полон заимствований. Самое очевидное — гриб. Грибная эпидемия уже известна нам по культовой серии игр «The last of us» («Одни из нас»). Там гриб кордицепс мутировал и решил зомбировать людей вместо муравьëв, что привело к очередному апокалипсису. В фильме намечается сходная ситуация.
По форме «Кольская сверхглубокая» — боди-хоррор, и тут следует его похвалить. Спецэффекты вполне на уровне, фильм демонстрирует убедительные сцены отвратительных мутаций. Саспенс тоже присутствует: подземные лаборатории, коридоры, неведомая хрень в темноте, мигающие лампочки, главная героиня бегает в маечке. Это тоже заимствование (или отсылка, как посчитать) к «Чужому» Ридли Скотта. Стоит отметить также годный саундтрек, особенно на финальных титрах.
Сценарий не идеален, но пытается отходить от избитых клише. Например, советский военный вместо тупого солдафонства демонстрирует гибкость ума и готовность к самопожертвованию (что, по идее, как раз таки логично для офицера).
Режиссëр «Кольской» —Арсений Сюхин — показался мне весьма приятным человеком, не лишëнным самоиронии. Он принял участие в критическом обзоре на собственный фильм на ютуб-канале Taganay (получилось весьма занимательно). Это хороший пример для многих коллег Арсения по цеху, в ответ на критику лишь раздувающих щëки от собственной важности.
По итогу. «Кольская сверхглубокая» — не маст-хэв в жанре, но уже движение в правильном направлении. На мой взгляд, фильм заслуживает внимания. Конечно, при желании сценарий и сюжет можно захейтить за ляпы и косяки, но хейтеров нынче и так развелось видимо-невидимо, поэтому воздержусь.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/