Кирилл Застрожный: «Меня очень трудно удивить и  растрогать»
Елена Альшина
Елена Альшина

Вчера исполнилось ровно 7 лет, как Кирилл Застрожный работает директором Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого, сменив на этом посту Валерия Сазонова. По этому поводу в ведущем провинциальном художественном музее прошел брифинг с участием представителей СМИ.

Выбор в пользу этой должности у Застрожного оказался спонтанным. Он согласился стать директором галереи, потому что узнал, что коллектив учреждения уже заранее был против его кандидатуры. Кирилла Владимировича задело это, и он сразу же согласился возглавить картинную галерею.

Ровно в 13 часов 13 апреля 2015 года он зашел в учреждение, и его представили сотрудникам, после чего начался отсчет его длительного пути пребывания в галерее на посту директора. Вчера по этому случаю сотрудники художественного музея с утра поздравили Кирилла Застрожного со знаменательным событием.

—  Меня трудно удивить и трудно растрогать. Все же мне было приятно слышать поздравления, показалось, что это было от всей души. Доволен тем, что есть. Живу, устремившись вперед, не потерял вкуса к жизни. Ощущаю себя лишь на 50, — отметил Кирилл Застрожный.

Он выделил 7 главных событий, произошедших в период его руководства галереей.

Первостепенной задачей, со слов Кирилла Застрожного, было восстановление крыши здания, которая протекала в 40-ка местах, сделать поддерживающий ремонт, а также подготовить помещения фондохранилища. Кроме того, для привлечения посетителей самых разных категорий населения к искусству, нужно было выйти в информационное пространство  и завести свой блог.

В итоге удалось увеличить посещаемость галереи и ее филиалов (Никольский музей стекла и хрусталя, Музей одной картины) в два раза, и соответственно, преумножить доход до 5 млн 600 тысяч рублей в 2019 году.

— Мы со всеми трудностями справились. Около 180 тыс. посещений в год, которые были в 2015 году, превратились к 2019 году в 320 тыс. посещений. Сегодня мы уже заработали 1 млн 550 тысяч рублей. Сейчас уже порядка 100 тысяч посещений, значит, к концу года они могут превратиться в 350-400. Таким образом, превзойдем показатели 2019 года.

О нас все больше и больше узнают люди, повышается интерес к галерее, в том числе за счет обсуждения в соцсетях и публикациях в прессе, — подчеркнул директор учреждения.

Каждую неделю в картинной галерее происходят самые разные события. Кирилл Владимирович выделил несколько из них, которые, по его мнению, показывают динамику развития художественного музея за 7 лет.

— В 2015 году Музей одной картины находился в полном запустении. Там демонстрировались устаревшие слайд-фильмы. Но все это уже не вызывало у посетителей никакого интереса, и пошли разговоры об открытии музея пензенского парламентаризма. Я понял, что надо что-то делать, что-то экстраординарное. Выбрали портрет первой русской красавицы 19 века Варвары Римской-Корсаковой и сняли про нее художественный фильм «Прикосновение к тайне». За 11 месяцев его демонстрации музей посетили порядка 20 тыс. человек, и впервые учреждение заработало более 1 млн рублей. Таким образом, этот проект возродил Музей одной картины, который с удовольствием посещают пензенцы и гости города, — рассказал Кирилл Владимирович.

2016 год запомнился запуском нового выставочного проекта «Вернисаж дебютантов», который был призван поддержать молодых и начинающих художников Сурского края и дать им возможность заявить о себе. Всего было организовано 18 персональных и коллективных выставок проекта. В них приняли участие более 40 художников.

В 2017 году Застрожный впервые столкнулся с серьезным испытанием. Тогда картинная галерея праздновала свой юбилей — 125 лет, и нужно было достойно встретить высокопоставленных гостей.

— Собрались первые лица области. Мероприятие длилось около 3, 5 часов, после чего нам выделили деньги на пассажирскую «Газель», и, самое главное, более полумиллиона рублей — на ремонт крыши, которая сейчас не течет. Оснастили само здание галереи, в том числе  оборудовали помещения фондохранилища устройством газового пожаротушения, — отметил Застрожный.

В 2018 году в Губернаторском доме открылась Хрустальная комната, а в 2019 картинная галерея стала лучшим государственным учреждением культуры области, и коллектив Пензенской областной картинной галереи им. К. А.Савицкого впервые был занесен в Галерею почета и славы Пензенской области.

Летом 2020 года у молодых художников региона появилось свое помещение для выставок — Арт-пространство в Доме Бадигина на Куйбышева, 3. Эта старинная усадьба весьма удачно вписывается в ансамбль находящихся рядом зданий: Художественного училища, библиотеки им. М.Ю.Лермонтова, Пензенской областной картинной галереи, вновь построенной Соборной площади.

Вскоре родилась идея открыть там арт-пространство современного искусства. Первым куратором этого здания стала Алла Вазерова, ныне директор регионального госархива.

— Начали проводить необычные выставки, а по вечерам играли неформальные коллективы. Так, у Дома Бадигина появилась своя публика. Сейчас им руководит солистка Пензенской областной филармонии Анастасия Суднева. С ее приходом учреждение стало еще активнее развиваться, — подчеркнул Кирилл Застрожный.

А в 2021 году жители Пензы впервые за 20 лет увидели картину из самого крупного в мире собрания русского искусства — Русского музея. В Музее одной картины состоялась долгожданная премьера нового проекта — презентация картины Исаака Левитана «Тишина» в сопровождении фильма «Грусть, разлитая в природе».

Сейчас ведутся переговоры с государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Если они пройдут удачно, то жители Пензы уже в ноябре этого года в стенах галереи увидят полотно 17 века голландского художника школы Рембрандта.

На этом картинная галерея не остановится и продолжит развиваться, а также радовать жителей города уникальными экспонатами. Многие планы нужно будет успеть осуществить к 130-летию музея.

Похожие статьи