К 200-летию Александра Островского в драмтеатре открывается фотовыставка
12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского. В этот день на большой сцене Пензенского драматического театра им. А.В. Луначарского премьерный спектакль 230-го театрального сезона «На бойком месте» в постановке Кирилла Заборихина.
Перед началом постановки, в фойе театра, откроется фотовыставка «Островский на сцене Пензенского драматического театра. 1952-2022», где зрители смогут увидеть запечатлённые сцены из спектаклей по пьесам Островского, поставленных за последние 70 лет. На выставке представлены работы Владимира Кускова, Александра Назарова, Сергея Квасова, Бориса Тишулина, Дмитрия Журкина, Елены Лукичёвой.
Имя Островского стало синонимом русского театра. Пожалуй, нет театра на бескрайних просторах нашей страны, где не шла бы хоть одна пьеса «русского Шекспира».
На пензенской сцене Островский тоже всегда был и остаётся самым ставящимся автором. Постановкой именно его пьесы «Бедность не порок» открылся в 1896 году Пензенский народный театр — непосредственный «предок» современного Пензенского драматического, в роли стряпчего Рисположенского из комедии «Свои люди — сочтёмся» блистал когда-то на любительской сцене совсем молодой Мейерхольд, и впоследствии тексты Островского ставились в Пензе с завидной регулярностью. Согласно архивным данным после Октябрьской революции 1917 года в Пензенском драматическом театре вышло 52 спектакля по его пьесам.
Самой популярной пьесой оказалась «Бесприданница», которую ставили 5 раз (в 1920-х годах, в 1934, 1936, 1946, 1952 и 2017). На втором месте — «Лес», поставленный 4 раза (в 1933, 1948, 1958 и 1984 годах). По три раза выходили спектакли по пьесам «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «Гроза», «Доходное место», «Женитьба Белугина», «Поздняя любовь», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники».
К произведениям Островского обращались и маститые режиссёры — Николай Верминский, Семён Рейнгольд, Виктор Давыдов, Анатолий Иванов, Анатолий Гуляев, Виталий Иванов из Малого театра, Василий Конопатин, и режиссёры среднего поколения, такие как Сергей Стеблюк и Валерий Маркин, и представители молодой режиссуры — Александр Баркар, Алексей Шавлов, Кирилл Заборихин и многие другие. Островский представал в их спектаклях разным — то традиционно реалистическим в лучших традициях русского психологического театра, то условно-пластическим, то откровенно водевильным, то перенесённым в иную эпоху — но практически всегда зрители живо откликались на увиденное и близко принимали к сердцу истории, которые всегда оказывались историями о них самих. В этом и сила драматургии Островского, как, впрочем, и любой классической драматургии — в любом виде, в любом сценическом жанре она остаётся неизменно актуальной и понятной зрителю любой эпохи.
В спектаклях по Островскому рано или поздно доводилось сыграть всем без исключения актёрам театра: это и народные артисты России Петр Кирсанов, Людмила Лозицкая, Михаил Каплан, Мария Тамбулатова, Галина Репная, Сергей Казаков, заслуженные артисты России Николай Шевкуненко, Генрих Вавилов, Олег Зеленченко, Василий Конопатин, Наталья Старовойт, Альбина Смелова, заслуженные работники культуры Пензенской области Сергей Дрожжилов и Евгений Панов, ведущие мастера сцены и недавние выпускники театральных вузов — все они выходили и выходят на сцену в образах разнообразных героев, воплощающих в себе всё многообразие пресловутой «русской души».
По случаю 200-летия драматурга театр два дня — 12 и 13 апреля — будет продавать билеты на все спектакли своего репертуара с 20-процентной скидкой (в том числе и по Пушкинской карте).
Фотографии, представленные в публикации, являются частью выставки.
Материалы предоставлены Пензенским областным драматическим театром им. А.В. Луначарского.