Гастроли по пятницам. Михаил Русинов: «Бремя славы мы прочувствовали сполна»
Владислав Беляков
Владислав Беляков

Наша рубрика «Гастроли по пятницам» не могла обойти вниманием Михаила Русинова — легендарную личность в музыкальной истории Пензы. На рубеже 80-90 гг. прошлого века он был руководителем коллектива «Куликово поле», принимал участие в «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой и гастролировал с ее театром.

— Есть такая поговорка — «В семье не без урода», так и у нас в семье — все хирурги, один я — музыкант, — рассказывает Михаил. — В 60-х годах на дне рождения общего друга (тоже, конечно же, хирурга) я познакомился с Рафом Губайдуллиным — уже известным на тот момент гитаристом. Он и пригласил меня поиграть в только что созданную группу «Аврора». И уже в 1969 году на первом областном фестивале-конкурсе «Весенние ритмы» мы взяли сразу несколько премий: Раф был признан лучшим бас-гитаристом, я — лучшим соло-гитаристом.

Музыкантов «Авроры» сразу же постоянно приглашали играть на танцах в ДК «Южный» и в драмтеатр. Ребята зарабатывали на музыке деньги и даже стали знаменитыми. По крайней мере, на улицах на них часто показывали пальцем. Как говорит Михаил, бремя славы они почувствовали сполна.

Спустя год Раф Губайдуллин решает создать параллельную группу, не ставя в известность других музыкантов. Русинов в ту пору был чересчур самолюбивым. Он болезненно воспринял новость о том, что за его спиной создается другой коллектив, и покинул Губайдуллинскую «Аврору».

— Тогда я уже был студентом Пензенского музыкального училища, считал, что самостоятельно найду свой звездный путь, — говорит Михаил. — И действительно, меня тут же позвали на Ламповый завод, чтобы я возглавил коллектив музыкантов. Мы назвались «Мифы». Музыканты, честно говоря, были не сильные. Но я сделал ставку на сыгранность и качество звучания. И не прогадал. В 1971 году на тех же «Весенних ритмах» «Мифы» выступили очень достойно, и нас пригласили играть на танцах в ДК им. 40-летия Октября.

В 1975 году Михаилу позвонил руководитель филармонии Виктор Огарев (будущий министр культуры Пензенской области — примечание автора). Огарев пригласил Русинова штатным гитаристом в ВИА «Ровесники». Через 2-3 месяца «Ровесники» переехали работать в «Сурские зори». В то время это был очень популярный среди жителей и гостей Пензы загородный ресторан-варьете. Там частенько отдыхали представители партийной элиты и творческой интеллигенции.

В «Сурских зорях» Михаил проработал до 1979 года. Затем пять лет играл в ресторане «Нева». В 1984 году вернулся в филармонию, где под имя Русинова собрался мощный коллектив «Входновение», который, правда, просуществовал недолго — «звезды» быстро переругались и разбежались.

Следующий важный этап в музыкальной карьере Михаила связан с группой «Куликово поле». В 1987 году Михаил Русинов вместе с Евгением Куликовым создал коллектив «Маэстро Левенгук». В вокально-инструментальный ансамбль также влились известные пензенские музыканты — Константин Зотов, Александр Клещев, Михаил Насонов, Юрий Павлушин и Василий Фигаровский. Через год вокально-инструментальный ансамбль изменил название на «Куликово поле» — по фамилии основного вокалиста и автора текстов песен Евгения Куликова — и поехал на гастроли по городам Сибири.

В 1989 году «Куликово поле» стало обладателем второй премии на телевизионном конкурсе «Юрмала-89». А специальный приз журналистов за лучший текст получила песня «Как все» (автор слов — Евгений Куликов). В том же году коллектив принял участие в международном музыкальном фестивале в Москве «Face To Face» и на фестивале «Золотое яблоко» в Алма-Ате.

Получилось так, что ранее мало кому известный провинциальный ансамбль, во многом благодаря трансляции фестивалей на телевидении, стал известным на всю страну.

В 1990 году Евгения Куликова заметила Алла Пугачева и пригласила выступить в «Рождественских встречах».

— Правда, назваться группой «Куликово поле» нам не разрешили, — вспоминает Михаил. — Сказали, что это реклама, и за нее надо платить деньги. Поэтому выступали мы как «Евгений Куликов с ансамблем». Кстати, упоминать о том, что мы из Пензы, нам тоже запретили. Запись «Рождественских встреч» продолжалась несколько дней в конце декабря. А телевизионную версию концерта зрители увидели в начале января 1991 года. После выступления у Пугачевой мы стали офигенно популярными. Нас стали приглашать на телевидение, несколько раз мы принимали участие в телепрограмме «50 на 50».

Затем группа стала ездить на гастроли с театром Аллы Пугачевой. Были многочисленные фестивали — В Прибалтике, Молдавии, на Украине.

— Денег платили немного, но на вино и на прочие развлечения хватало, — рассказывает Михаил Русинов. — А самое главное — нам постоянно давали эфир на ТВ, что только увеличивало нашу популярность.

О моменте расставания с Евгением Куликовым Михаил говорит неохотно.

— Наше последнее совместное выступление, если я не ошибаюсь, было в 1994 году в молдавском Тирасполе, — вспоминает Русинов. — Женя, конечно, — лапка и красавец, но руководителем группы был я. На мне были все администраторские функции. Я ездил по министерствам, делал подарки чиновникам водкой и курами, выбивал аппаратуру, договаривался о концертах. А тут в какой-то момент у Евгения появилась спутница жизни — Лена, которая впоследствии стала его женой. Постепенно она взяла на себя все административные функции. Женя соглашался с ней, но перестал соглашаться со мной. Совпало все! Тут же этот дефолт 1994 года. Гонораров в кассе коллектива едва хватало на поезд до Москвы и обратно. Артисты все чаще стали выступать под «фанеру», отказываясь от сопровождения «живых» музыкантов. Так я и принял решение уйти.

Вернувшись в Пензу, Михаил пошел работать в детскую музыкальную школу №15, ныне носящую имя Виктора Чеха. Преподавал классическую и эстрадную гитару. В общей сложность в музыкальной школе проработал более 11 лет. Параллельно участвовал в разных музыкальных проектах, в том числе с известным пензенским пианистом Сергеем Струковым.

Михаил Русинов все такой же неугомонный. Время от времени обучает ребят на дому.

— Точнее даже не обучаю, а воспитываю, — говорит Михаил. — Раньше у меня было много учеников. Сейчас все учатся по видео в интернете. Думают — достаточно скопировать то, что увидел, и ты — профессионал. Бывает, что технически играют очень профессионально. А фразу правильно выдержать не могут. Видео этому, увы, не учит.

Как и большинству людей, проведших бурную молодость, Михаилу явно не хватает былого внимания. Мы проговорили с ним больше двух часов. И, конечно, далеко не все из нашей беседы уместилось в этот материал. Да и не обо всем, честно говоря, следует писать. Контакты Михаила Русинова есть в редакции «Пенза-Онлайн». Вдруг кто-то захочет взять урок классической или эстрадной гитары у живого классика — соло и аккомпанемент в стилях блюз, джаз-рок, фьюжн — звоните нам.

Фото из архива Михаила Русинова

Похожие статьи