У жителей Волго-Вятского вырос спрос на машины. С недвижимостью — сдержаны. Итоги оценки региональной экономики
Банк России опубликовал очередной доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ». В нем представлены самые актуальные оценки состояния экономической ситуации. Нам интересен Волго-Вятский экономический район, куда входит и Пензенская область.
Активность в розничной торговле в апреле — первой половине мая продолжала возрастать, при этом рост потребительских цен в целом оставался умеренным. На фоне сохраняющегося увеличения расходов домохозяйств усилилась активность в розничном сегменте кредитования. На рынке жилья все еще наблюдался сдержанный спрос. Влияние нехватки персонала на возможности расширения выпуска в отдельных отраслях стало более серьезным. В агропромышленном комплексе увеличение предложения отдельных видов продукции сопровождалось снижением цен на них.
ПОТРЕБЛЕНИЕ И ДОХОДЫ. Потребительская активность в марте значительно возросла. В апреле – первой половине мая, по оперативным данным, рост потребления продолжился. Ожидания ретейлеров по спросу на ближайшие месяцы несколько снизились, но оставались все еще высокими. По оценкам дилеров, выросли продажи новых и подержанных автомобилей. Кроме того, в апреле – мае увеличилась посещаемость ТЦ, увеличились продажи одежды и обуви. Оживлению трафика способствовало в том числе открытие под новыми названиями магазинов ушедших брендов. В то же время значительного увеличения спроса на электронику и технику не наблюдалось. Бизнес отметил, что склонность клиентов к приобретению товаров более низкого ценового сегмента сохранилась. Несмотря на позитивную в целом динамику продаж, ретейлеры не отмечали серьезных изменений в поведении потребителей.
ЦЕНЫ. Годовая инфляция в апреле продолжила замедляться. Месячные темпы роста цен с поправкой на сезонность оставались ниже 4% в пересчете на год. Это главным образом объяснялось снижением по сравнению с мартом цен на продукты питания, включая яйца, молоко, макароны и крупы, кондитерские изделия, чай, кофе. Скорректированный на сезонность месячный рост цен на услуги оставался повышенным в основном за счет динамики цен на услуги зарубежного туризма и пассажирского транспорта. В сегменте непродовольственных товаров наблюдалось снижение цен на электронику и технику.
РЫНОК ТРУДА. Безработица в макрорегионе продолжала снижаться, а спрос на труд – расти. Дефицит кадров у некоторых компаний в отдельных случаях приводит к невозможности достижения плановых объемов выпуска. Например, сельскохозяйственное предприятие, реализовавшее инвестиционный проект по расширению площади теплиц раньше намеченного срока, планировало начать их использование в ближайшие месяцы, но пока компании не удается нанять необходимое количество персонала. Предприятия, помимо повышения уровня оплаты труда и введения дополнительных рабочих смен, использовали и другие способы решения этой проблемы. Так, производитель металлических изделий был вынужден отдать часть сборки продукции на аутсорсинг. Предприятие химической промышленности увеличило число HR-менеджеров, чтобы активизировать подбор персонала. В начале мая в большинстве регионов Волго-Вятки число сотрудников в режиме неполной занятости было ниже, чем в аналогичные периоды 2018–2019 годов.
В частности, о сокращении числа сотрудников в ре жиме простоя или неполного рабочего времени сообщали предприятия отрасли автомобилестроения, включая один из автоконцернов макрорегиона. Сохранялась потребность в кадрах у предприятия, наращивающего производство автокомпонентов, поскольку часть сотрудников нашли себе другие рабочие места в период прошлогоднего простоя.
ДКУ И БАНКОВСКИЙ СЕКТОР. Годовой рост корпоративного кредитного портфеля в марте продолжился. Результаты опроса кредитных организаций по итогам I квартала 2023 г. показали улучшение их ожиданий относительно спроса бизнеса на кредиты в ближайшие месяцы. Темпы роста потребительского кредитования в марте увеличились, заметно превысив значения последних месяцев, и в апреле оставались повышенными, а средние по рынку ставки снизились. На рынке ипотечного кредитования тенденции сохранились: рост портфеля ускорился, несмотря на некоторое повышение ставок. При этом, по данным опроса кредитных организаций, спрос на ипотеку в перспективе одного – двух кварталов будет относительно низким.
АПК И ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. С середины 2022 г. годовой рост объемов производства молока ускорялся, и в начале текущего года подобная тенденция продолжилась. Этому способствовала в том числе реализация инвестиционных проектов, направленных на расширение производства и повышение его эффективности. Так, в макрорегионе были построены несколько животноводческих молочных ферм. В то же время молокозаводы отмечали снижение закупочных цен на молоко. Некоторые представители отрасли отмечали, что цены приблизились к себестоимости, а на отдельных молокозаводах образовались избыточные запасы продукции. Ряд опрошенных предприятий связывали это со снижением спроса на молочные продукты. Но значительную роль в обострении конкуренции могло сыграть и наращивание производственных мощностей в этой отрасли, которые опередили рост спроса. Запасы зерна у сельскохозяйственных организаций превышали обычные для этого времени года объемы. Рекордный урожай 2022 г. существенно отразился на цене зерна: сельхозпроизводители сообщали, что цены реализации близки к себестоимости или даже ниже ее. Часть аграриев откладывала реализацию зерна, ожидая роста цен. В то же время сельхозпроизводители макрорегиона выполняют ряд инвестиционных программ, связанных с увеличением мест хранения. Весной в макрорегионе началось строительство нескольких зернохранилищ, еще несколько проектов запланировано на летний период.
РЫНОК ЖИЛЬЯ. Площадь строящегося жилья в апреле по-прежнему увеличивалась, а количество запущенных проектов было чуть выше уровня прошлых лет. При этом некоторые проекты были отложены или отменены: например, крупный федеральный застройщик объявил о заморозке отдельных проектов и об отказе от запуска новых в одном из регионов ВолгоВятки. Спрос на недвижимость, по оценкам представителей рынка, оставался сдержанным. Доля невыкупленных площадей в строящихся домах была все еще высокой. Для стимулирования продаж застройщики использовали разнообразные способы привлечения — скидки, сертификаты на покупку мебели, кешбэк. По информации отдельных компаний, слабый спрос ограничивает перенос роста издержек в цены на жилье.
Источник фото: из архива Пенза-Онлайн