Пензенский авторынок сегодня — комментирует эксперт
На протяжении последнего года рынок продаж новых автомобилей сжимается все сильнее. На фоне дефицита новых машин, высоких цен и падения реальных доходов населения покупательский спрос в сегменте критично низок. Российский автомобильный рынок в связи с этим развернулся в сторону автомобилей с пробегом. Цены в этом сегменте уже вернулись к февральским, а ликвидных предложений достаточно. При этом хорошие варианты сегодня можно приобрести как с рук, так и в автосалонах, шоу-румы которых вместе со спросом переориентируются на вторичный рынок. Данный сегмент на фоне стабилизации цен и всё более привлекательных ставок по автокредитам должен стать одним из драйвером роста авторынка в ближайшие месяцы.
Что будет происходить с автокредитованием и авторынком в Пензенской области, рассказала нашему изданию руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Пензе Юлия Кузнецова.
— Как автомобильный рынок отреагировал на санкции?
— Ростом цен, падением продаж и сокращением ассортимента. Санкции в отношении России привели к тому, что большинство международных автоконцернов остановили поставки машин и комплектующих и локальные производства. В стране работают с перебоями 4 завода. Дилеры распродают остатки ушедших брендов, ассортимент ограничен, а схема параллельного импорта только начинает работать. При этом желающих купить новые автомобили по завышенным ценникам и высоким ставкам в последние месяцы было достаточно мало. Все это привело к значительному снижению покупательского спроса в сегменте продаж новых машин и переориентации многих покупателей на вторичный рынок.
По данным АЕБ, всего за пять месяцев в России было реализовано 318,1 тысячи новых автомобилей (-52% к январю-маю 2021 года), а в мае спрос упал на 84% по сравнению с маем прошлого года. Поставки новых машин на рынок продолжают в основном российские, китайские и корейские марки, при этом ежемесячные объемы сбыта не превышают тех, которые в прежние времена достигались за 6-7 дней. Почти половину продаж обеспечили в мае всего три бренда — Lada, Kia и Hyundai, а сразу три китайские марки попали в топ-10 по объемам сбыта.
Среди позитивных трендов, наметившихся в авторитейле в последние два месяца, — стабилизация цен на новые и подержанные автомобили и снижение ставок по автокредитам. Они позволяют надеяться на перелом тренда и рост летних продаж на фоне последних месяцев этого года.
— Есть ли надежда на стабилизацию цен в этом году?
— Цены уже стабилизировались по сравнению с тем, что происходило в феврале-марте. Да, новые машины с начала года подорожали в среднем на 20-70%, а подержанные — от 20 до 50%. Однако в мае цены на новые машины наконец прекратили рост, а в сегменте АСП по итогам коррекции апреля-мая вернулись к уровням начала года.
Если подробнее, то в мае, к примеру, только три модели (Geely Coolray, Geely Atlas Pro и UAZ Patriot) из топ-20 наиболее популярных новых авто стали стоить дороже. Большая часть сохранили апрельские ценники, а некоторые (как Haval Jolion) даже подешевели. Китайские производители в конце весны стали возвращать поддержки по trade-in и F&I-услугам, что как раз и позволило снизить конечную стоимость автомобилей. Свою роль в этом, несомненно, сыграло и падение продаж. «Китайцам» для завоевания доли рынка сейчас особенно важны объемы сбыта, а в действительности количество новых реализуемых у нас машин из Поднебесной пока оставляет желать лучшего.
Если рубль останется стабильным по отношению к основным валютам, цены летом могут продолжить снижение. Но этот прогноз распространяется только на те бренды, поставки которых, так или иначе, продолжаются в дилерскую сеть, то есть Lada, Uaz, корейских моделей, собираемых на «Автоторе», и «китайцев» из большой «тройки». В то же время падения цен на очень популярные прежде автомобили Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, на машины многих японских и европейских марок, а также на все премиальные бренды, в ближайшие месяцы ждать не стоит. Ни значительных поступлений с локальных производств, ни импорта (за исключением ввоза на частных лиц) по ним не предвидится.
Что касается вторичного рынка, то ценники на авто с пробегом начали коррекцию уже в апреле, которая активно продолжилась в мае. В связи с чем цены по многим моделям уже вернулись к февральским уровням. На реализацию подержанных машин на фоне дефицита новых переключились и многие официальные дилеры – там, где раньше стояли новинки, теперь выставлены подержанные экземпляры. Так что машину с пробегом по вполне адекватной цене можно приобрести как с рук, так и в дилерском салоне.
— Как изменился спрос на автокредиты в Пензенской области в 2022 году?
— В течение года динамика была разнонаправленной. В конце зимы на фоне геополитического обострения потребители хотели зафиксировать стоимость сбережений за счет крупных покупок, в том числе автомобилей спрос вырос. В начале марта, когда автомобили резко подорожали, а ставки по кредитам выросли до 25-35%, спрос упал. С апреля на фоне положительных макроэкономических сигналов, в частности последовательного снижения ключевой ставки (а соответственно, и кредитных ставок) и стабилизации цен, появились признаки восстановления рынка по сравнению с мартом. Но показатели спроса и выдачи все еще кратно ниже, чем в аналогичные периоды прошлого года.
— Какие марки и модели пользуются популярностью у жителей Пензенской области при покупке в кредит в этом году?
— По итогам первого полугодия в топ самых популярных марок новых автомобилей, купленных в «Открытие Авто» в кредит на вторичном рынке, вошли Kia, Hyundai и GAZ. А среди самых популярных кредитных моделей оказались KIA Rio, Hyundai Creta и Газель Next.
В сегменте автомобилей с пробегом наиболее востребованными, по нашим данным, стали марки Lada, Сhevrolet, Renault, Kia и Volkswagen. Что касается моделей, то чаще всего оформляли кредиты на подержанные Lada Granta, Volkswagen Polo и Renault Logan.
— Как меняется средний чек по автокредитам? Поделитесь прогнозом по его динамике на ближайшие месяцы?
— Наши заемщики в Пензенской области чаще всего оформляют кредиты на автомобили с пробегом. Это общая для всего российского автомобильного рынка тенденция. В июне средний чек на автомобиль с пробегом составил 682 тыс. рублей по сравнению с 724 тыс. рублей в мае. Среди причин снижения среднего чека — стабилизация цен на рынке (возврат ценников в сегменте на АСП на уровень начала года) и более взвешенная скоринговая политика банков.
— Что станет со ставками по автокредитам?
— За прошедшие четыре месяца Банк России четыре раза корректировал ключевую ставку, которая сейчас составляет 9,5%. На фоне дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ЦБ снижают ставки и розничные банки. Так, мы трижды за последний месяц улучшали условия по автокредитам. Сегодня клиенты могут получить финансирование в банке практически под любые потребности всего по двум документам и по ставке от 9,5% годовых: оформить классический автокредит на новую и подержанную машину, автокредит с остаточным платежом, кредит на покупку авто у дилера и у частного лица, в рамках специальных программ с автопроизводителями. В зависимости от программы заемщик самостоятельно принимает решение о возможности подтверждения дохода, внесения первоначального взноса, оформления страховки или машины в залог. От выбора данных параметров зависят и условия предлагаемых кредитных программ.
По данным Росстата, доходы соотечественников падают. В этих условиях кредиты для многих остаются единственной возможностью совершить крупную покупку, в том числе машину.
— Каких изменений в ассортименте новых автомобилей стоит ждать пензенским автолюбителям?
— Сотрудничество с Россией приостановило большинство зарубежных автоконцернов: июль будет пятым по счету месяцем с того момента, когда были прекращены поставки как готовой продукции, так и комплектующих, остановлены локальные производства. Дилеры многих брендов распродают складские остатки, стараясь растянуть их на максимально продолжительный период. А работающие в России заводы периодически останавливаются из-за нехватки запчастей.
Есть прогноз, что остроту дефицита со временем немного смягчит схема параллельного импорта. Судя по данным регистраций, в Россию уже завозится довольно значимое по нынешним меркам (порядка двух тысяч единиц в апреле-мае) количество новых автомобилей, которые, правда, попали к нам стараниями частных лиц, а не дистрибьюторов. По мере расширения практики применения данной схемы будет больше машин. Но пока неясно, насколько дешевле будут автомобили через посредников из стран СНГ, и будут ли поставки достаточными по объему, чтобы заместить ушедшие бренды.
В ближайшие месяцы стоит все-таки больше ориентироваться на некоторое сужение ассортимента: долю рынка тех, кто перестал работать с Россией, перераспределят между собой отечественные, китайские и корейские бренды.
Продукция корейских производителей хорошо знакома российским автолюбителям и пользуется устойчивым спросом. На корейские марки приходится почти четверть рынка, которую они, скорее всего, захотят сохранить. Но пока завод Hyundai под Санкт-Петербургом продолжает простаивать, поставок Kia Rio, Hyundai Solaris и Hyundai Creta отечественной сборки у дилеров не будет. Чуть лучше перспективы, связанные с моделями, которые собирали в Калининграде. У «Автотора» практически закончились сборочные компоненты, но есть вариант начала прямых поставок таких машин из Южной Кореи.
Ситуация с отечественными и китайскими брендами почти оптимистичная. АвтоВАЗ вернулся к работе и в июне запустил выпуск упрощенной Lada Granta — без ABS и подушек безопасности. Параллельно производитель активно ищет новые логистические связи для поставки комплектующих, их собственного производства и альтернативных партнеров для сотрудничества.
Что касается китайских автомобилей, доля которых по итогам мая составила уже 17% в продажах новых авто, прогнозируется, что они поднимутся в рейтинге продаж еще выше: постепенно решаются проблемы поставок, вернулась поддержка по trade-in и F&I-услугам, плюс, начались поставки давно обещанных новинок-кроссоверов: у Changan это самый дорогой в гамме Uni-K, у Haval — Dargo, у Chery — Tiggo 8 Pro Max.
Источник фото: архив "Пенза-Онлайн"