Фермер Малосердобинского района: «Мне остается только пустить стадо под нож»
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Фермерское скотоводческое хозяйство семьи Тайгибовых — единственное в Малосердобинском районе. Глава местной администрации Иван Кирюхин в районе пользуется авторитетом среди местных жителей, но, судя по комментарию его подчиненного, приведенного в этом материале, заставить ответственно работать сотрудников администрации района у него получается плохо.

Село Новое Дёмкино Малосердобинского района расположено в 28 километрах от районного центра. Именно здесь уже на протяжении 14 лет трудится в КФХ семья Тайгибовых.

— Не могу без работы, — признается 72-летний глава КФХ Амирхан Тайгибов, — работа на селе сложная, но мы к ней привыкли: встаешь в 4 утра, ложишься в 11 ночи, весь день проводишь в коровнике.

В Пензенскую область из Дагестана они перебрались в уже далеком 2006-м. Глава семейства Амирхан Тайгибов говорит, что перевез сюда всю семью - два сына и дочь с мужем. И у сына, и у отца — скотоводческие КФХ. Крестьянско-фермерское хозяйство по сегодняшним меркам у них немалое.

—  У меня было 340 голов КРС, теперь приходится их распродавать, сейчас осталось порядка 240- 250, — рассказывает нам Амирхан Тайгибов. — У сына поменьше. Кроме того, есть 400 га земли, выращиваю зерно - ячмень, пшеницу. В основном, оно идет на корм скоту, но в прошлом году удалось немного продать. На деньги, полученные с продажи зерна, взяли 80-й «Белорусс», трактор К 550, «Камаз»;

Грантовую поддержку получил сын Амирхана Тайгибова Марсель, в прошлом году ему выделили 3 млн рублей. На полученные деньги приобрели МТЗ 82-й балочный трактор, опрыскиватель, рулонный прессподборщик, 20 голов нетелей.

— Хотели 2 комбайна стареньких купить на деньги с гранта. Каждую копейку бережем, а они (власти) не понимают, как мы живем, — продолжает фермер.

В октябре 2019 году Марселю Тайгибову было отказано в предоставлении субсидии, направленной на повышении продуктивности в молочном скотоводстве (на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 кг реализованного на собственную переработку молока). По словам Тайгибова, он обратился в региональный Минсельхоз еще в сентябре с пакетом документов, однако глава минсельхоза Андрей Бурлаков отказал в получении субсидии в размере 371450 руб. из-за отсутствия на момент обращения остатка в бюджете нераспределенных денежных средств.

При этом на протяжении всего года фермер тратил деньги на ремонт техники, покупку ГСМ, удобрений, выплату зарплаты и уплату налогов. Сам предприниматель считает, что правомерно рассчитывал на получение субсидии, полагающейся в конце бюджетного года, сейчас же он находится на грани банкротства.

Амирхан Тайгибов уточняет, что в конце прошлого года они получали только отказы.

— Прошлогодние деньги они вернули в казначейство. В прошлом году мне почему не дали? Таким фермерам как я выдавали деньги в два этапа. Мы подали документы на второй этап. Нам ответили, что мы выдали лишние деньги, они нам вернут, мы вам перечислим. Я успокоился, жду, декабрь кончается, приходит от Бурлакова письмо. Отказ.  Но и в начале 2020-го ничего не поменялось. Посмотрите на последние строчки. Симонов (председатель Правительства — прим. ред.) рекомендует обратиться в феврале но в минсельхозе уже в начале 20-х числах нам сказали, что мы уже опоздали.

500 с лишним фермерам выдали, а на нас денег не осталось. У нас поля стоят сейчас необработанные, скот находится в запуске. А когда молока нет — откуда взять деньги? Нужна солярка, удобрение, зерно надо купить, зарплаты налоги - миллион 100 тысяч они должны мне и 370 тысяч должны сыну, — возмущается мужчина.

Предприниматель говорит, что администрацию района он поставил в известность. Просил помощи, обещали помочь, все молчат. 

— Мы единственные в районе занимаемся скотоводством, больше нет. Говорят, увеличивай поголовье, я начал ремонт коровников, хотел увеличить стадо, а помощь так и не пришла. Бычков я уже продаю на зарплату, телок пока придерживаю. У меня нет кормовой базы — многолетки нет — приходится все покупать у частных лиц. В январе мы должны были подготовить пакет документов и сдать. Мы подготовили, но они не приняли. Нету денег и не будут платить.

Правду Тайгибовы пытались найти и в Минсельхозе, и в Правительстве Пензенской области, но, кроме, как отписки эти ответы никак не назовешь. Нашему порталу  их позиция давно понятна, мы много об этом писали.

Правительство области в целом и минсельхоз в частности, похоже, давно в кармане сельхозолигаров. Им важней интересы «Дамате», «Русмолко» и пр.  Они успешно выполняют план который сначала был фейком, приписываемым Маргарет Тэтчер, но в настоящее время превратившийся стараниями властей в сугубую реальность. Наши чиновники успешно и последовательно избавляются от лишних россиян.

Следующий шаг — письмо губернатору. Ему пока все же нужна электоральная поддержка.

Конечно, редакция «Пенза-Онлайн» обратилась в региональный Минсельхоз за разъяснениями, однако оперативно там комментарий получить не удалось мы как обычно получили «уклончивый ответ» — попросили отправить запрос.  

Но Владимир Борисович Полубояров, начальник отдела сельского хозяйства и экономики администрации Малосердобинского района прокомментировал эту ситуацию:

— Им не предоставили субсидию, потому что они поздно обратились за поддержкой, а именно в конце сентября 2019 года. А заявление подавать они должны в первой половине года, то есть до июня. Ещё у них была проблема в 2018 году, когда они условия поддержки не выполнили, и им пришлось возвращать деньги. Он, может быть, испугался этого, не заявлялся. А потом, в течение года сумму поддержки увеличили, и он заявился, но заявился после срока.

В этом году они смогут получить субсидии без проблем, если только подадут своевременно заявление.  В марте станет точно известно, до какого числа нужно предоставить документы. Наши предприниматели услышат, что есть поддержка, и считают, что к ним должны прийти домой и принести её. А то, что необходимо условия ещё при этом соблюдать, они не считают это важным.

 От редакции Пенза-Онлайн

Владимир Борисович, именно должны. Нам кажется, что администрации муниципальных образований и сельских поселений, в первую очередь, должны быть заинтересованы в успешной реализации на их территориях  программ государственной поддержки. Это ключ к их существованию. Целый нацпроект поддержки АПК сегодня существует, говорят,  успешно по нему деньги тратят, хотелось бы, хоть что-то сельским жителям доставалось.           

Мы все говорим, что российская деревня вымирает! Почему это происходит? С одной стороны, есть причины объективные и с этим ничего поделать невозможно. Но существует и другая причина, она называется равнодушие! По нашему мнению, в районе должны двумя руками держаться за оставшихся в районе фермеров, день районных чиновников должен начинаться с того, чтобы узнать, какую им они могут оказать сегодня помощь!  Чиновники районной администрации должны выступать гарантами и представителями перед минсельхозом за фермеров, которые решили получить гранты, поскольку именно они владеют информацией об их реальных возможностях реализовать полученные средства.  

А безразличие  —  верный признак того, что чиновникам наплевать на свой район, и  фермеры им  не нужны — одна головная боль от них, им нужен стабильный оклад и теплое кресло. А то что Малосердобинский район гробится — об этом пусть у губернатора голова болит!

Похожие статьи