Беседы о ритейле с Натальей Антоновой. Новый гвоздь для несетевой розницы
![Беседы о ритейле с Натальей Антоновой. Новый гвоздь для несетевой розницы](https://penza-online.ru/upload/articles/2019/5cde9a6be5068.jpeg)
![Наталья Антонова](https://penza-online.ru/cache/images/8/0/2/3/7/80237d466bbbb3fd6adfd8809f796a75d56d5136.jpg)
О том, как аукнется несетевой рознице предложение Минфина запретить использование специальных налоговых режимов для тех, кто продает маркируемые товары, размышляет эксперт-аналитик в сфере ретейла, руководитель службы «Профессиональная розница» Центра «Максимум» Наталья Антонова.
До майских праздников разгорелась дискуссия вокруг подготовленных Минфином поправок в Налоговый кодекс, предполагающих, что небольшие торговые точки не смогут применять специальные режимы налогообложения, если торгуют маркированными товарами. Имеются в виду шубы, изделия из меха, табачная продукция, а в скором времени к этому списку добавятся обувь, трикотажные блузки, пальто, куртки, постельное белье, духи, шины.
В Ассоциации малоформатной торговли говорят, что запрет поставит крест на большинстве небольших магазинов, которые не справятся с налоговой нагрузкой и вынуждены будут закрыться. А крупные сетевые ретейлеры, напротив, уверены, что все это пойдет только на пользу рынку: мол, запрет поможет выявить компании, которые дробят свой бизнес и уходят, таким образом, от уплаты налогов, и в результате рынок станет белее.
Здесь можно, конечно, вспомнить, что такое рыночная экономика, какие механизмы регулирования государством существуют и как все должно быть в теории, но лучше я покажу, как это происходит в нашей стране на практике. Возьмем продукты питания и товары народного потребления и несетевые магазины, те, что расположены в домах или торговых центрах. К примеру, есть некий региональный магазин в уездном городе П. Точка расположена в торговом центре, локация, как говорится, «фартовая». Это место более 15 лет является центром притяжения и возможностью «играть на локации», банковать в сегментах премиум и средний+ и т.п. Товарные категории: сигареты и фермерские продукты местных производителей и небольших фермерских хозяйств.
Если торговать сигаретами на торговой площади 500 кв. м. с кассовыми узлами в количестве от шести штук с торговой наценкой меньше 5% (потому что она ограничена максимально рекомендованной производителем ценой (МРЦ), то издержки торговой деятельности больше, чем прибыль от реализации данного товара в магазине. А еще у одиночных магазинов нет дополнительной финансовой мотивации от производителя. К тому же, кроме МРЦ, с одной стороны, доход зависит и от закупочных цен, а для несетевой розницы они выше, чем для федеральных ретейлеров.
Одним словом, затраты на содержание и обслуживание посчитаны, и они больше, чем доходы от реализации. Возникает закономерный вопрос: зачем владельцу торговой точки на данном объекте товарная категория, которая не приносит ему прибыль? Пока это один из товаров, который входит в базовый ассортимент. Но в перспективе несетевые магазины будут вынуждены отказаться от продаж сигарет, останутся те ретейлеры, которые способны покрывать затраты на работу с данным товаром.
Или возьмем фермерские продукты — молочные (сыры, творожок и прочее), мясные (птица, крупный рогатый скот), рыбные, колбасные изделия. Небольшие региональные производители готовы производить и соблюдать нормы законодательства, ТУ, ГОСТ и прочее. С введением системы «Меркурий», обязывающей поставщика/производителя вести в электронном виде товарные накладные и документы, подтверждающие качество на каждую партию товара, магазины и производители не могут торговать продукцией без «документов».
Это означает, что, с одной стороны, производитель несет затраты на производство продукции, сертификаты качества и электронный документооборот, который, по замыслу законодателей, делает прозрачной систему контроля качества производимого продукта, и с другой стороны — эта «прозрачность» для производителя продукта, торгового посредника и потребителя приводит к увеличению стоимости товара, если следовать букве закона.
И теперь риторический вопрос: выгодно ли, учитывая все это, а также падающую платежеспособность населения, небольшому хозяйству заниматься развитием производства? Многие мелкие фермеры в настоящий момент могут реализовывать свой продукт только по рукописным накладным, но без документов ни один законопослушный магазин не примет оформленную так продукцию.
Это все к тому, что пока многие инициативы государства, направленные на пополнение казны за счет налогов с малого бизнеса, лишний раз подтверждают опасения, что судьба этого малого бизнеса государству неинтересна.
Полная версия материала — в издании «МаркетМедиа»
Фото Натальи Антоновой