Завкафедрой «Теория и практика социальной работы» ПГУ Татьяна Лаврёнова: «Социальный работник должен в первую очередь любить людей»
Елена Альшина
Елена Альшина

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники сферы социальный защиты населения, которые по долгу службы и зову сердца помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

Мы пообщались с кандидатом философских наук, заведующей кафедрой «Теория и практика социальной работы» ПГУ Лаврёновой Татьяной Ивановной.

—  Что представляет собой профессия «Социальный работник»? Востребовано ли это направление среди студентов? Можете сравнить студентов сегодняшних и тех, кто поступал в 2000-х, есть ли разница? 

— Несмотря на то, что социальная работа как профессиональная деятельность существует в нашей стране уже три десятилетия, ее содержание остается для многих непонятным. «Социальный работник» — понятие обобщенное, отличающее тех, кто трудится в этой сфере, от всех других. Следует различать «социальных работников» и «специалистов по социальной работе», хотя бы потому, что это разный квалификационный уровень. В первом случае достаточно получить среднее профессиональное образование, во втором —  нужно иметь диплом о высшем образовании. Кроме того, важно пояснить, что «социальная работа» относится к области профессиональной деятельности «Социальное обслуживание». В настоящее время в этой области разработано 14 профессиональных стандартов, определяющих профессиональную деятельность разного уровня и содержания (руководитель организации социального обслуживания, психолог в социальной сфере, тифлосурдопереводчик — специалист, который помогает людям с нарушениями зрения и слуха в коммуникации с окружающим миром, няня, сиделка и другие).

В ПГУ осуществляется подготовка кадров по направлению «Социальная работа» в соответствии с профессиональными стандартами: 03.001 «Специалист по социальной работе», 03.003 «Руководитель организации социального обслуживания», 03.006 «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», 03.009 «Специалист по работе с семьей». Реализуются как основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, так и дополнительные профессиональные программы.

Думаю, что проблемы набора на данные программы не отличаются от других. В 2000-х годах больше поступало тех, кто ориентировался именно на будущую профессию, сейчас же на первый курс зачастую приходят молодые люди только потому, что именно на это направление хватило баллов при поступлении. 

В текущем году наше направление будет интересно тем, кто стремится поступать на бюджетные места, которые выделили как  для очной, так и для заочной форм обучения.

— Как давно появилась эта специальность в ПГУ?

— Подготовка кадров для сферы социальной работы осуществлялась в Пензенской области с 1997 по 2012 год кафедрой социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского. С 2012 года кафедра называется «Теория и практика социальной работы» и продолжает реализовывать образовательные программы по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» в составе ПГУ.

— Быть социальным работником — это призвание души, предназначение?

— В любой профессии можно работать и без призвания, обладая достаточными знаниями и нарабатывая опыт. Эмоциональная вовлеченность в работу сама по себе не гарантирует успех, а в определенных обстоятельствах может и навредить. Есть целый ряд профессионально-значимых личностных качеств, которые нужно в себе развивать, но самое главное — нужно любить людей.

— Как Вы считаете, какими качествами и навыками должен обладать социальный работник?

— Специалист по социальной работе должен быть разносторонне подготовлен, ему нужны как общегуманитарные знания, так и знание экономических, правовых, философских аспектов будущей профессии. Он должен хорошо разбираться как в теории, так и в технологии социальной работы. И, конечно, особое внимание уделять развитию тех качеств, которые необходимы в процессе межличностного общения.  Это не только эмпатия и коммуникабельность, но обязательно ответственность и организованность, позитивно-конструктивный подход к решению задач. 

— Где сегодня в Пензе работают ваши выпускники?

— Кафедра постоянно взаимодействует с органами и учреждениями системы социальной защиты, социального обслуживания, общественными и благотворительными организациями по вопросам организации практической подготовки студентов. Наши выпускники работают в Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, районных центрах социальной помощи семье и детям, региональных отделениях «Российского детского фонда», «Фонда милосердия и здоровья», отделении Пенсионного фонда России по Пензенской области, реабилитационных центрах.  

— В чем разница социального педагога и социального работника?

— Как уже было отмечено, в квалификации. Социальный педагог в большинстве случаев непосредственно включен в образовательную деятельность. Ставка соцпедагога, как правило, устанавливается штатным расписанием образовательных организаций. Однако эта должность может быть введена и в учреждении системы социального обслуживания, и в исправительных учреждениях.

— Есть ли трудности с трудоустройством по этой специальности в Пензе? Налажено ли взаимодействие с работодателями?

— С работодателями мы сотрудничаем постоянно, регулярно организуем встречи со студентами, причем не только выпускных курсов. В отношении трудоустройства выпускников нашего направления можно сказать, что они в достаточной степени востребованы, к нам часто обращаются партнеры с вакантными предложениями. 

— Есть ли перспективы для таких специалистов?

— Перспективы есть всегда, если человек сознательно выбрал профессию и хочет развиваться в этом направлении. Другое дело, что в данной области уже давно существует странная ситуация, никак не повышающая престиж деятельности специалиста по социальной работе. Ставка социального работника в два раза выше, чем у специалиста, то есть труд человека с высшим образованием почему-то оценивается ниже, чем у среднего персонала. Нечто подобное было еще в советское время, когда инженер мог получать меньше рабочего высокой квалификации. 

— И напоследок. Что бы Вы посоветовали выпускникам школ, желающим в дальнейшем обучаться именно на социального работника?

— Я бы посоветовала пробовать себя в волонтерской деятельности, поскольку она позволяет разобраться в себе, насколько человек действительно готов к «помогающей» деятельности на профессиональном уровне. И, конечно, стремиться к высоким результатам в учебе. Социальный работник должен быть культурно развит и хорошо образован. 

Источник фото: https://dep_sr.pnzgu.ru/

Похожие статьи