В военном учебном центре им. Героя Советского Союза, полковника В. Ф. Шишкова при ПГУ представлено около 60 образцов военно-гражданской техники
Сегодня вуз не только дает полезные и необходимые знания, готовит востребованных специалистов, но и воспитывает граждан — патриотов своей страны. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание — на первом месте.
Основными задачами военного учебного центра (ВУЦ) имени Героя Советского Союза, полковника В. Ф. Шишкова при ПГУ являются: реализация программ военной подготовки офицеров для прохождения военной службы по контракту, сержантов и солдат запаса, а также проведение воспитательной (военно-политической) работы и работы по военно-профессиональной ориентации молодёжи. С этой целью в ВУЦ каждый студент и школьник, проходящий профориентацию, может познакомиться с образцами ракетно-артиллерийского вооружения и военной автомобильной техники, вспомнив основные события Великой Отечественной войны.
Экскурсию по музею для нас провел преподаватель кафедры «Ракетно-артиллерийское вооружение и военная автомобильная техника» при ПГУ Вадим Александрович Приходько — человек с «золотыми» руками. Большинство экспонатов он сделал сам.
— Я увлекаюсь моделированием с детства. Сначала мастерил модельки из бумаги, после — из дерева и пластика. В военно-учебном центре находятся мои образцы военной техники, сделанные исключительно из бумаги: начиная от автомобилей, и заканчивая спутниками Земли, — пояснил Вадим Александрович.
Всего в музее ВУЦ представлено около 60 образцов военной техники, сделанных Вадимом Приходько. Из них порядка 40 моделей — уникальная техника времен Великой Отечественной войны, остальные экспонаты — модели военно-гражданской техники.
Отдельное внимание во время экскурсии было уделено стенду, посвященному подвигу военным автомобилистам, переправлявшим груз в Ленинград и эвакуировавших людей из осажденного города в годы ВОВ через «Дорогу жизни» (единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный германскими войсками Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны). Эта дорога проходила через Ладожское озеро. Именно благодаря ей в осажденный город доставляли продукты, вывозили раненых, женщин, стариков и детей.
— 22 ноября 1941 года открылось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного фашистами Ленинграда. Автомобилисты отправляли грузы вплоть до февраля 1943 года. Через каждый километр возле Ладожского озера стояли столбы. Мало, кто знает, причины провала машин под лед. Объясняю, почему. Когда перед едущей машиной подо льдом образуется волна, то происходит резонанс, и лед ломается. Ученые даже высчитали, что между машинами, едущими по льду, должна быть дистанция — ровно 30 метров, — разъяснил Приходько.
Кроме того, все автомобили не отапливались, поэтому в 30-градусный мороз в салонах машин также было холодно.
Также на стенде — зарисовка ключевых трагических и одновременно героических событий ВОВ, а рядом с плакатом — несколько образцов военных машин, ездивших в Ленинград — «полуторки» (ГАЗ-АА).
Помимо «полуторок», в военном учебном центре представлены и образцы популярной советской техники: колёсно-гусеничный танк, танк семейства Т-64 зенитные пушки, тяжёлый артиллерийский тягач («Ворошиловец), тактический ракетный комплекс, автомобиль семейства «Мустанг», вертолет Ка-50, гаубица М-30 и др.
А для наглядности и общего понимания студентами назначения продукции военного назначения в некоторых аудиториях находятся экспонаты военной техники.