В Пензе наметили основные направления повышения медиаграмотности журналистов
Влад Языков
Влад Языков

Открывая встречу, председатель комиссии, заместитель генерального директора медиахолдинга «Экспресс» Денис Абрамов подчеркнул, что тема медиаграмотности актуальна всегда.

«Сегодня мы хотели бы пообщаться на тему медиаграмотности пензенских журналистов, уровне образования и повышения квалификации, – обратился к собравшимся Денис Абрамов. – Журналистику не зря называют четвертой властью, поскольку она оказывает существенное влияние на общественное мнение, формирует образ мира в глазах и умах медиапотребителей. Журналист должен обладать навыками грамотного письма и умением интересно подавать актуальную информацию в разных сферах человеческой жизнедеятельности».

При этом он добавил, что для грамотной и качественной подачи журналист должен в этих сферах разбираться. А поскольку они развиваются и модернизируются, знания у корреспондента хотя бы поверхностные должны постоянно актуализироваться.

«Предлагаю поговорить о том, нужны ли курсы повышения квалификации, а также хотят ли сами пензенские журналисты учиться и расширять свой кругозор», – обозначил суть дискуссии Денис Абрамов.

Первым слово взял главный редактор газеты «Улица Московская» Валентин Мануйлов. Он сделал акцент на том, что проблема, по его мнению, заключается не столько в уровне профессионального мастерства, сколько в степени владения информацией.

«Можно проводить мастер-классы, приглашать спикеров из других городов, но я считаю, что можно пойти и по более простому пути. Организовывать регулярные пресс-конференции, например, министров, на которых они рассказывали бы, что происходит в каждой конкретной отрасли. Даже я, человек, который постоянно следит за обстановкой, понимаю, что какие-то вещи я не успеваю отслеживать. Думаю, что вот такого общения с источниками информации не хватает», – обозначил свою позицию Валентин Мануйлов.

Также он отметил еще один важный фактор, который позволяет его редакции успешно работать на протяжении уже многих лет. Речь о том, чтобы распределять задания между журналистами в зависимости от того, какую тему предстоит осветить.

«Этот занимается ЖКХ, этот – здравоохранением, этот – темой банков. Если их менять, то качество падает», – пояснил Валентин Мануйлов.

При этом он добавил, что сейчас становится все меньше юношей и девушек, которые приходили бы в газету и старались бы чему-то научиться. То есть людей, которые действительно заинтересованы в том, чтобы развиваться как профессионалы.

Проблему с подбором кадров поддержал председатель Комитета Законодательного собрания Пензенской области по государственному строительству, вопросам местного самоуправления и информационной политике, генеральный директор медиахолдинга «Экспресс» Антон Шаронов, который подчеркнул, что здесь огромное количество проблем.

«Собеседуя молодых людей, в том числе выпускников журфака (отделение журналистики Пензенского государственного университета. – Ред.) нашего, с сожалением наблюдаешь, что два основных модуля знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы, у них отсутствуют. Речь о навыках обработки информации и коммуникативных способностях, то есть умении эту информацию передать. Проблемы и с тем, и с тем», – отметил Антон Шаронов.

Также он обратил внимание собравшихся на том, что нет хороших горизонтальных связей. В результате редакции варятся в собственном соку, конкурируют как за информацию, так и за читателя.

«С одной стороны, это хорошо, с другой, – плохо. Все-таки профессиональное сообщество должно координировать эти процессы, чтобы повышать общий уровень отрасли», – сказал руководитель медиахолдинга «Экспресс».

По его мнению, и региональное отделение Союза журналистов России, и Общественная палата Пензенской области должны стать инструментом профессиональной координации.

«Мы должны экспертно выработать некие общественные стандарты, которые нужно накладывать и на редакции, и на пресс-службы. О чем идет речь? Это так называемая добровольная сертификация. Я не знаю, кто будет сертифицировать. Либо Союз журналистов, либо Общественная палата. Это должна быть добровольная сертификация редакции и пресс-служб на уровень медиаграмотности, прозрачности и так далее», – пояснил Антон Шаронов.

Стандарт позволит определить, как должна выглядеть идеальная редакция и идеальная пресс-служба. При этом он должен быть объемным, включая в себя вопросы редактуры, повышения квалификации, наставничества по отношению к молодым журналистам, внутриредакционные и межредакционные обучающие мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства, а также многое другое.

Это же, по его словам, должно быть сделано и для пресс-служб, чтобы они работали по лекалу, которое позволяло бы повышать уровень информированности.

В продолжение темы молодых специалистов Антон Шаронов выразил негодование по поводу того, что представители средств массовой информации до сих пор не участвуют в процессе формирования содержания образования на кафедре журналистики.

«Федеральный закон об образовании и все нормативные правовые акты Министерства образования и науки позволяют нам как профессиональному сообществу не просто рекомендовать, а настаивать на включении определенных модулей и определенных программ подготовки в рабочие программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, – подчеркнул Антон Шаронов. – Проще говоря, мы с вами можем сформулировать социальный заказ, прийти к ректору ПГУ и озвучить его. Я вас уверяю, что сразу или нет, но он будет воспринят академической средой».

Генеральный директор медиахолдинга «Экспресс» добавил, что, по его мнению, на журфаке все-таки готовят больше литераторов. А должны – людей, которые умеют профессионально работать с информацией.

«Понимаете, когда ко мне приходит журналист после вашей кафедры, я смотрю его диплом, вижу, что он отличник или ударник, и начинаю ему задавать элементарные вопросы, а он не может на них ответить. Даже по сравнению со среднестатистическим человеком он не знает ничего, что происходит вокруг, – обратился к и.о. заведующей кафедрой журналистики ПГУ Татьяне Стрыгиной Антон Шаронов. – К сожалению, это есть, и это очень печально. Мы как профессиональное сообщество должны вступать более активно в коммуникацию с академическим сообществом, которое готовит наших сотрудников, коллег и профессионалов, в том, чтобы влиять на содержание образования».

Что касается повышения квалификации действующих сотрудников СМИ, то руководитель медиахолдинга «Экспресс» сказал, что дополнительное образование должно быть непрерывным, поскольку не может быть человек генератором смыслов без самообразования и получения знаний со стороны.

«Мне видятся две основные площадки. Это наше профессиональное сообщество, которое вправе и в состоянии проводить обучающие мероприятия, ну хотя бы ежемесячные, на которых можно собирать наших работников и объяснять, как освещать темы, которые на сегодняшний день актуальны. А вторая площадка – это, конечно же, на мой взгляд, Институт регионального развития Пензенской области, который работает на государственном задании», – отметил Антон Шаронов.

Обращаясь к заместителю руководителя аппарата, начальнику управления пресс-службы губернатора Пензенской области Андрею Попкову, он попросил обратить внимание на то, что в госзадание мог бы быть «зашит» модуль по повышению квалификации журналистов, и выразил надежду, что это возможно.

В процессе дискуссии, которая развернулась по поводу обучения и недостатка грамотных молодых кадров, генеральный директор медиахолдинга «Экспресс» предложил создать «базовую кафедру» при профильной кафедре ПГУ под менторством медиахолдинга «Экспресс», где будущие профессионалы отрасли СМИ смогли бы проходить практическую подготовку.

В завершение участники круглого стола подвели итоги, наметили, что необходимо вводить общественные стандарты для журналистов, осуществлять коммуникацию СМИ региона с академическим сообществом, а также рассмотреть возможность получения дополнительного образования для журналистов на базе профессиональных сообществ, Института регионального развития Пензенской области и профильной кафедры в университете.

Источник фото: ИА "Пенза-Пресс"

Похожие статьи