Пензенские журналисты подискутировали на тему критического мышления при отборе информации

В Пензе состоялось расширенное заседание комиссии Общественной палаты региона по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций по вопросу «Медиаграмотность: вдумчивый отбор информации и критическое мышление». Оно прошло в формате практикума-тренинга.
В конференц-зале центра культурного развития «Дом офицеров» собрались члены Общественной палаты Пензенской области, представители облправительства, Центра управления регионом, высшей школы, руководители и сотрудники региональных и районных СМИ.
В качестве модератора выступил специалист с многолетним стажем не только ученого-психолога, но и компетентного практика — заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Российской академии образования Всеволод Константинов.
Председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, советник губернатора Пензенской области по вопросам информационной политики, заместитель генерального директора медиахолдинга «Экспресс» Денис Абрамов, открывая заседание, отметил, что современному медиапрофессионалу важно не только изучать актуальные темы, реагировать на «горячие» информационные поводы текущей повестки дня, но и уметь всесторонне и глубоко наблюдать, самостоятельно проверять и ответственно интерпретировать происходящее.
«Современная медиаграмотность журналиста и редактора СМИ – это гораздо больше, чем просто умение находить источники информации и из них формировать конечный медиапродукт. Сейчас информационное пространство стало значительно шире, появились десятки источников – от соцсетей до блогов и альтернативных платформ в виде тех же Telegram-каналов. Поэтому принципиально важно для медиапрофессионала сохранять и развивать в себе способность фильтровать поступающую информацию, грамотно оценивать ее источники, искать подтверждение полученной информации, причем опираясь на разные, не взаимосвязанные источники, и обеспечивать беспристрастность продуцируемой информации, ну и, конечно, понимать и осознавать, кто и что стоит за тем или иным месседжем», — подчеркнул председатель комиссии Общественной палаты региона.
Он отметил, что все информационные материалы проходят через субъективную призму и журналистов как авторов этих материалов, и редакторов, через которых подготовленный медиапродукт проходит перед выходом в эфир. В свете этого становится ясно, что каждая полученная информация должна пройти через фильтр критического мышления.
«Что такое критическое мышление журналиста? Это такое мышление, когда журналист профессионально любопытен, но при этом как профессионал ставит под сомнение любую информацию. Он задает себе разные вопросы: «А это точно правда?», «А кому выгодно именно в таком виде и в таком формате преподнести информацию через СМИ такой нарратив?», «А может, это «джинса» (журналистский термин, подразумевающий умышленное размещение скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала. – Прим. ред.)?», «А это действительно подтвержденный факт или сугубо личное мнение источника?», ну и так далее. Важность критического мышления для журналистов заключается в том, что в эпоху цифровых медиа и постправды (коммуникационное явление, когда реальные, объективные факты для медиапотребителей не имеют значения, а важны лишь их эмоции, личные убеждения и предпочтения, сформированные в результате медиапотребления. – Прим. ред.) возможность фальсифицировать информацию многократно увеличилась, и распространять ее стало гораздо проще – и по времени, и по технологическим и ресурсным решениям.
Поэтому журналистам нужно критически относиться к информации, чтобы не ретранслировать фейки или «заказуху» (журналистский термин, подразумевающий умышленное размещение скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала. – Прим. ред.). И, конечно, нужно не стесняться обращаться к отраслевым специалистам, если у настоящего медийщика, тем более с профессиональным опытом и заслуженной репутацией, зародилась хотя бы толика сомнений по поступившей информации от ее источника, пусть даже многократно проверенного, — того, что ни разу не подводил», — резюмировал Денис Абрамов.
Член комиссии Общественной палаты Пензенской области по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, главный редактор газеты «Улица Московская» Валентин Мануйлов отметил, что критическое мышление является одним из ключевых навыков для журналистов и редакторов, и именно оно наряду с самоцензурой помогает определять границы допустимого на страницах того или иного средства массовой информации.
«В основе любого критического мышления лежит сомнение. В нашей профессии рядом с сомнением и критическим мышлением идет самоцензура.
Я думаю, что все эти профессиональные умения и навыки рождаются в ходе работы, вряд ли этому можно научить. Это можно только развить. Точно так же, как нельзя научить плавать, когда ты стоишь на суше — полез в воду и стал учиться плавать», — отметил главред «Улицы Московской».
Доктор психологических наук, профессор Всеволод Константинов поблагодарил за приглашение принять участие в обсуждении. Он кратко представил научное видение темы, акцентировав внимание на том, что наряду с критическим мышлением и самоцензурой при отборе и обработке информации для публикаций журналист руководствуется так называемым аксиологическим подходом — основанном на ценностных ориентациях нашего общества.
Он выделил несколько общепринятых в России ценностных установок. Главные из них – это честь, чувство собственного достоинства, непогрешимость совести, преданность Родине, глубокая привязанность между мужчиной и женщиной, любовь к детям и почтение к опыту старшего поколения.
Кроме того, необходимо исходить из посыла, что мы – народ, несущий в себе духовное начало, народ, призванный к определенной исторической роли, но не считающий себя единственным спасителем мира.
Всеволод Константинов также отметил среди основных ценностных установок соборность и толерантность ко всем духовным практикам, если их учение направлено на развитие лучших человеческих качеств и призывает к заботе о семье, родной земле и государстве. А также установку на то, что мы — народ-победитель, который всегда встает на защиту тех, кто страдает от угнетения и порабощения.
«Этот момент очень на самом деле важен, потому что часто возникает своего рода проблема, когда, редактируя или анализируя текст даже совершенно проходной новости, в которой проявлен какой-то контекст, у нас зачастую может не быть инструментов, с помощью которых мы могли бы как-то измерить или понять, что, собственно, мы сейчас генерируем в этом тексте, и отвечает ли этот текст на те вызовы, с которыми сталкивается общество целиком. И в этой связи, конечно, ценностный подход нам может очень помочь, потому что четкое формулирование неких обобщенных, объединяющих нас ценностей в конечном счете позволяет более-менее понятным образом измерить содержание или соответствие содержимого той или иной новости», — пояснил Всеволод Константинов.
В формате свободного микрофона участники обсуждения поделились своей позицией по теме. Главный редактор газеты «Сурские просторы» Ольга Сокова отметила, что важно соблюдать баланс между редакционной политикой СМИ, задачами, которые перед ним ставятся, и личным мнением автора публикации. Прозвучало мнение, что еще одним немаловажным критерием к уже озвученным должны быть интересы читателя как потребителя информации — она в первую очередь должна быть интересна и полезна ему.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что критической оценке необходимо подвергать любую информацию, независимо от авторитета источника, из которого она поступила.
«Обмен мнениями принес свои плоды, и мы уйдем сегодня отсюда и с новыми мыслями, и с вопросами, над которыми необходимо еще подумать. Отрадно, что в выступлениях коллег я увидел и понимание ответственности в работе с информацией, и то, что работать необходимо в интересах своей аудитории», — подвел итог Денис Абрамов, отметив, что диалог на дискуссионных площадках, которые организует комиссия Общественной палаты Пензенской области, будет продолжен.




























