Пензенские и столичные психологи обсудили проблемы влияния цифровой среды на подростков
18 ноября в городе Пензе на базе Центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области «Ключевский» по инициативе губернатора и правительства региона состоялся практический консультационный семинар «Цифровизованная» молодежь: проблемы, риски, пути решений». В форуме приняли участие более ста педагогов-психологов из учреждений среднего общего и среднего профессионального образования Пензенской области.
Цифровизация, массовое внедрение информационных технологий и искусственного интеллекта буквально за полтора десятилетия изменила нашу жизнь до неузнаваемости — мы фактически живем в двух реальностях, при этом виртуальный мир, который формируется буквально на наших глазах, является не всегда доброжелательной по отношению к человеку средой. Особую опасность он представляет для подрастающего поколения, у которого еще не сформировалось критического мышления.
Об этом говорили организаторы семинара на небольшом брифинге, предваряющем масштабное мероприятие.
Как пояснил первый заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов, семинар проводится в целях реализации инициатив и поручений губернатора Олега Мельниченко по организации системной и результативной профилактической работы с обучающимися, направленной на формирование у них позитивных жизненных установок и минимизацию интернет-рисков, а также психоэмоциональных угроз.
«Это продолжение большой работы. Стоит отметить, что в этом году по поручению губернатора была создана рабочая группа по профилактическому и деструктивному поведению среди школьников, и это первый в истории региона случай, когда в эту группу вошло более 100 человек — представители муниципальных образований, шести министерств и большое количество специалистов», — подчеркнул важность темы Олег Ягов.
Он особо отметил значимость вопросов безопасности в школьной среде.
«Если 30-40 лет назад школьники учились на своих реальных ошибках — дотрагиваясь до лампочки, обжигали пальцы и понимали, что это опасно. Они жили в реальной жизни. Сейчас у подростков представление, что у них есть больше десяти «жизней», которые можно потратить просто так, и они очень беспечно относятся к вопросам безопасности. Они думают, что жизнь — компьютерная игра, и соответственно себя ведут. Наша сегодняшняя задача – учить психологов способам распознавания вот такого поведения. Ведь в большинстве случаев дети, которые подверглись деструктивному влиянию в интернете, — это благополучные дети, из полных семей, где нет ни одного маркера, свидетельствующего о том, что подросток планирует совершить какой-то опасный поступок. Мы можем только предположить, что все это под влиянием интернета, под влиянием виртуальной реальности», — пояснил Олег Ягов.
Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Лариса Рябихина сообщила, что к ней обращались родители, дети которых пострадали из-за процессов, связанных с цифровой средой.
«И печально, что многие из этих детей находятся на сегодняшний день в нашем детском стационарном отделении психиатрической больницы. Потому что им, к сожалению, уже нужно медицинское сопровождение. Они глубоко залипли в этой ситуации и не попали в этап первичной профилактики, и мы уже, конечно, увидели их только тогда, когда деструктивное воздействие принесло свои плоды», — отметила Лариса Рябихина.
Для исследования вопроса на базе Пензенского госуниверситета был открыт Пензенский научный центр Российской академии образования, который возглавил доктор психологических наук, профессор заведующий кафедрой общей психологии ПГУ Всеволод Константинов. На семинаре он выступил модератором встречи.
О том, насколько серьезно относятся к данному вопросу региональные власти, говорит и уровень приглашенных экспертов — это академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, главный (внештатный) психолог Московской области Галина Солдатова и кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Гаянэ Вартанян.
«Сегодняшняя встреча меня очень волнует и очень впечатляет, потому что я знаю, что ваш регион очень продвинутый в отношении IT. Я знаю, что у вас за последние годы подготовлено более 5000 квалифицированных кадров и что областное руководство и лично Олег Владимирович Мельниченко уделяет огромное внимание развитию IT-сектора. Они успешно работают не только на региональном уровне, но и на федеральном. И это вчерашние подростки, вчерашние школьники. И сегодняшняя наша встреча, она вот об этом поколении. О поколении, которое завтра может пополнить ряды вот этих квалифицированных кадров», — поделилась с собравшимися в зале коллегами в ходе церемонии открытия Галина Солдатова.
Она обозначила мотив своего участия в семинаре: «Наши дети проводят большую часть жизни в другой реальности, в которую мы сегодня с вами перемещаемся незаметно. Тем не менее, мы живем в другой реальности, которая называется смешанной реальностью, в которой границы между онлайн и офлайн размываются. И эта смешанная реальность действительно изменяет когнитивные, личностные, социальные системы формирующегося, развивающегося человека и, в принципе, изменяет в большой степени его личность. И поэтому мы — педагоги, психологи и исследователи, конечно, должны этим заниматься».
Видеообращение к участникам также записал академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования Сергей Малых.
«В условиях стремительной цифровизации меняются формы общения, обучения и социализации, и вместе с новыми возможностями возникают новые вызовы. Информационная перегрузка, кибербуллинг, рост тревожностей и целый ряд других проблем. Перед системой образования, психологами стоит двойная задача – оперативно и эффективно реагировать на уже возникающие трудности и одновременно создавать условия для развития у молодежи позитивного отношения к жизни, цифровой грамотности и навыков конструктивного взаимодействия в онлайн-среде», — подчеркнул он.
Семинар стал одним из первых шагов к выстраиванию в регионе системы профилактики деструктивного влияния интернет-контента в подростковой среде. Полученный опыт педагоги-психологи не только будут применять в своей повседневной практике, но и донесут до родительского сообщества, дав папам и мамам учащихся практические рекомендации по минимизации рисков и психоэмоциональных угроз.
В завершение семинара Гаянэ Вартанян провела проблемную сессию на тему «Коммуникация детей и подростков в эпоху искусственного интеллекта». Она была посвящена проблеме взаимодействия школьников с искусственным интеллектом/