4° ... -1°, ветер 8 м/с
100.68
106.08
Елена Гундяева поделилась с «Экспрессом» впечатлениями от Всероссийского хорового фестиваля в Пензе
Влад Языков
Влад Языков

На этой неделе Пенза принимала третий Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской православный церкви – масштабное событие, собравшее на нашей земле представителей 13 духовных учебных заведений: из Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Самары, Смоленска, Тамбова, Калуги, Кузбасса, Оренбурга, Пензы, Ярославля. Об итогах фестиваля журналисты медиахолдинга «Экспресс», который является его информационным партнером, побеседовали с художественным руководителем и сопредседателем жюри музыкального конкурса, заслуженным деятелем искусств РФ, проректором по культуре, деканом факультета Церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии Еленой Гундяевой.

– Елена Михайловна, какое у Вас впечатление от выступления сборного хора в Спасском кафедральном соборе Пензы, которое состоялось 28 мая?

– Впечатления сильнейшие, и не только от хора. Я впервые в этом храме – была здесь только в начале производственных работ. Это была первая епархия, которую мы посетили, первая семинария. И тогда был только остов храма. А сейчас я вошла в него и поняла, что это прекраснейший собор. Замечательна и скорость, с которой мы его построили. Это просто милость Божия и талант правящего архиерея.

Мы сейчас изменили формат фестиваля. И он, и конкурс прошли на очень высоком уровне. Конкурс – двухчастный. [В Спасском соборе 28 мая на божественной литургии] – пение потрясающее. И, учитывая количество, более 300 человек, – как они смогли не разбежаться! Была чистота интонации. Это было, конечно, очень сложно, но регент смог их удержать, причем всего лишь с одной спевкой. Я думаю, этому собору нужен такой хор, потому что он действительно озвучил роскошь здания.

Что касается наших рабочих дел – мы выработали определенный стандарт для средних учебных заведений, здесь почти все средние заведения регентские. Все уже прошло через Синод, заведения уже несколько лет работают по этому стандарту, и меня очень радует, что результаты – налицо. Стандарт охватывает не только теоретические, но и практические знания, и рост студентов очень виден.

На этом фестивале у нас были и семинаристы, мы их называем студентами-бакалаврами. Они тоже молодцы. Молодые люди – это будущие пастыри Божьи, и для них опыт пения в таком хоре – очень большое дело.

Чувство торжества Божественного в храме идет, конечно, очень часто и через пение. Я всегда студентам, когда они поступают, говорю, что от них будет зависеть, останется ли в храме вновь пришедший человек или не останется. Потому что он не знает славянского языка, не понимает, что происходит. А пение захватывает душу, и это значит, что он еще придет. И потом действительно станет человеком, который познает Господа. Поэтому такое внимание к регентам, такое внимание к церковному пению.

Владыка Серафим [митрополит Пензенский и Нижнеломовский. – прим. ред.] правильно сказал, что это очень серьезный элемент в жизни церкви – церковное пение.

Меня очень радует, что хоровой фестиваль также стал объединяющим началом. Ведь географически мы все далеко друг от друга, но, когда коллективы здесь встречаются, начинаются дружба, переписки. То есть это общение духовных школ уже изнутри. Это очень важно, ведь у них впереди жизнь, и жизнь непростая – служить церкви в любые времена было непросто.

– Как Вы считаете, какой голос в церковном хоре главнее – мужской или женский?

– Невозможно сказать. Ну, однородный мужской хор лично мне нравится больше, чем однородный женский хор. Но в монастыре, Вы сами понимаете, и там, и там однородные хоры – или мужской, или женский. Поэтому сказать, какой главнее, невозможно.

А смешанный хор – букет этих голосов. И если кого-то не хватает, то страдает весь хор, аккорд страдает, нет этой красоты и величественности. Так что все нужны.

– Елена Михайловна, были ли у Вас в практике случаи, когда человек пришел учиться на регента, и вы видите, что у него не получается? Вы в такой ситуации говорите о том, чтобы он бросил занятия, или нет?

– Мы даем отучиться, по крайней мере, в Санкт-Петербургской духовной академии, если есть хотя бы какая-то возможность, что у него получится. Сейчас мы набираем людей уже с музыкальным образованием, поэтому такие ситуации случаются реже. Раньше, когда являлись средним учебным заведением, мы могли дать человеку время побыть в наших стенах, набраться церковности. Но если было видно, что совсем не получается, то мы, конечно, расставались.

И сейчас бывает так, что у человека музыкальное образование великолепное, а с богословскими дисциплинами проблемы, так как человек из светской среды. Здесь очень чувствуется отсутствие постоянного общения с Богом через церковь. Но дух нашей академии очень меняет людей. У нас сложный устав, есть посты и дресс-код, это воспитывает человека и остается с ним на всю жизнь. Общие молитвы, трапезы, занятия, большая культурная программа – все это объединяет ребят, развивает в том русле, в котором нужно для служения церкви и нашему обществу. Они должны быть интеллигентными.

– Что Вы можете пожелать тем, кто не стал победителем на этом фестивале?

– Огорчаться вообще никогда не надо на соревнованиях. На соревнованиях бывает все, а конкурс – это соревнование. В любом случае это победа для всех, потому что они вышли на большую сцену и проверили, что могут, что не могут.

Сегодня они не могут, а через некоторое время, на следующем конкурсе они уже будут другие. Это опыт. Опыт начинается с этих конкурсов. Потому что вначале все трепещут, а потом уже привыкают к такому общению с людьми, когда они должны творить ту музыку, через которую человек приходит к Богу, и не смущаться ничего.

Источник фото: фотографии: Медиахолдинг "Экспресс"

Похожие статьи