ЖКХ: живите, как хотите
Журналист
Журналист
Владимир Савостин

Жилищно-коммунальная реформа идёт в России уже почти 11 лет. Началась она 1 марта 2005 года с введением в действие нового Жилищного кодекса РФ и именовалась реформой жилищного законодательства. Столько лет прошло, а реформе этой не видно ни конца, ни края.

ЖКХЖилищное законодательство признано самым быстроменяющимся. Хорошего в этом ничего нет, поскольку постоянное изменение законов говорит не столько об успехах реформы, сколько о поспешности в её проведении, которое приводит к долгому исправлению ошибок.

За изменениями в жилищном законодательстве не успевают следить не только граждане — собственники жилья, но даже руководители коммунальных предприятий, управляющих организаций, ТСЖ и так далее.

Зачастую они применят к изменениям в законы армейский принцип: получив приказ, не торопись его выполнять, так как может последовать команда «отставить».

Простой пример. В статье 161 Жилищного кодекса, в разделе о способах управления многоквартирными домами, критерии для выбора способа управления,названного непосредственным управлением, менялись трижды за один год. Сначала этот способ могли выбрать собственники любого многоквартирного дома, потом только тех домов, в которых насчитывается не более 16 квартир, затем количество квартир в доме законодатели увеличили до 30. Спрашивается, это продвижение реформы по намеченному пути или её дискредитация? Ответ, думаю, очевиден.

Я не знаю собственников квартир, которые даже не изучили, а просто прочитали от начала до конца правила предоставления жителям коммунальных услуг. Правила, на самом деле, написаны как будто специально так, чтобы обычный человек их не прочитал, а если прочитает, —чтобы ничего не понял. Это реформа?

Специалисты говорят, что правила эти даже читать не нужно, поскольку в Пензе их применить практически невозможно, так как у собственников квартир нет договоров на оказание коммунальных услуг. Заключить такой договор с исполнителем коммунальных услуг, коим может быть ТСЖ, управляющая или ресурсоснабжающая организация, —всё равно, что звезду с неба достать. И никому до этого нет дела —ни муниципалитетам, ни надзорным органам государства. Это реформа?

На заре реформы творцы новых коммунальных законов задумались над тем, как обеспечить в меняющихся условиях интересы собственников квартир. Государство, по замыслу реформаторов, должно оставить за собой в сфере ЖКХ в основном надзорные функции, а муниципалитеты должны на своей территории создавать условия для управления многоквартирными домами. Конечно, лучше всего свои интересы защитят сами собственники, но это может происходить только в состоявшемся правовом государстве, а не в том, которое проводит реформу жилищного законодательства.

Решили, что интересы собственников будут представлять и отстаивать организации, управляющие многоквартирными домами. Они ведь на деньги собственников квартир существуют, вот пусть их интересы и отстаивают.

Но есть еще ресурсоснабжающие организации, поставляющие «управляйкам» коммунальные ресурсы. «Ресурсники» хотят от «управляек» денег, но не хотят отвечать за количество, а главное—за качество ресурсов. Уже сколько говорилось о том, что договоры между «ресурсниками» и «управляйками» составлены не столько на основе законодательства, сколько на основе требований «ресурсников», но такая практика продолжается.

Если «ресурсники» захотят, они и без договора потребуют с «управляек» деньги через суд. Зачастую получается так, что управляющие организации должны заплатить ресурсоснабжающим организациям больше, чем они могут собрать с собственников квартир за коммунальные услуги. Абсурд! Но именно этот абсурд стал причиной банкротства 20 пензенских «управляек» и требованием к пензенцам оплатить пробный пуск тепла трёхлетней давности.

Вот сидит начальник «управляйки» и думу думает. Если он будет отстаивать интересы собственников квартир в управляемых домах, он обречёт свою организацию на постоянные судебные иски и неизбежное банкротство. Если он не будет ссориться с «ресурсниками», то у него возникнут конфликты с собственниками квартир без особых последствий. Из двух зол, как известно, выбирается меньшее. Это реформа?

За все годы коммунальной реформы в Пензе зафиксирован лишь один случай, когда управляющая организация по суду доказала неправомерность условий договора, навязываемого ей ресурсоснабжающей организацией. Добилась этого УО «Феникс». И что? Все сделали вид, что ничего не произошло, но на эту управляющую организацию стало оказываться массированное давление, видимо, с целью вытеснить её из сферы управления многоквартирными домами. Это реформа?

А тут ещё плата за ОДН, размер которой людям совершенно непонятен, взносы на капитальный ремонт, который состоится лет через 15-20, а то и через 25-30. А может, вообще не состоится. Кто знает, что будет с деньгами через столько лет. В Сбербанке у людей тоже в своё время тысячи лежали, но в одночасье превратились в рубли.

Словом, 11 лет жилищно-коммунальной реформы пока привели лишь к тому, что люди расшифровывают аббревиатуру ЖКХ так: живите, как хотите. Правда, живут люди в условиях реформы не столько как хотят, сколько как могут.

Источник фото: kbrria.ru


Похожие статьи