Реформа ЖКХ: ТКО, а не ТБО. Чем грозят гражданам новые преобразования
Журналист
Журналист
Наталья Мокрецова

Темой одной из секций первого дня XII Ежегодного Всероссийского Форума Руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, проходившего в Москве 7 декабря, были нововведения в законодательстве в части утилизации твердо-коммунальных отходов и работы с общедомовыми нуждами. Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» присутствовала на данной секции и внимательно прислушивалась к представленным докладам, а также полемике по заданной теме. Подробностями и новостями поспешила поделиться с аудиторией портала.

3444.jpg

Что такое ТКО


Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления…») определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

То есть, если, к примеру, гражданин выкинул диван, то это будет считаться ТКО, поскольку относится диван к категории товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. А вот, если дворник сгреб листву с крыльца подъезда жилого дома, то такие отходы уже не будут относиться к категории ТКО. То есть, утилизацию вместе с остальными ТКО указанных листьев региональный оператор производить не будет.

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО


Возвращаемся к тому же 458-ФЗ, и узнаем, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Не напоминает ли вам этот оператор того, другого, который руководит капитальным ремонтом в наших домах, начиная с ноября 2014 года? Так уж нашим законодателям по-видимому приглянулась эта схема с региональными операторами, что решили опробовать ее и иных сферах деятельности, помимо деятельности по капитальному ремонту. А почему бы и нет? Централизация всего и вся в нашей стране — дело привычное. Вот так, пожалуй, и вернемся потихоньку во времена плановой экономики.

И где уж тут взяться свободной конкуренции? Один он будет, этот оператор, на весь регион, один-одинешенек. Все-то заботы и хлопоты по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лягут на его одинокие плечи. На самом-то деле, конечно же, все не так плохо. Законодатели постарались защитить беднягу оператора от чрезмерной нагрузки и ограничить сферу его активности.

Плата за ТКО: эволюция или революция


Еще один вопрос, стоявший на повестке дня — порядок оплаты услуг этого единственного и неповторимого оператора. Как всем известно, оплата производится за какую либо единицу потребления. Что же будет считаться за единицу в процессе утилизации ТКО, за что будет обязан заплатить потребитель данной услуги? Как посчитать, сколько же среднестатистический гражданин нашего государства производит твердых коммунальных отходов в течение расчетного периода?

Для ответа на данные вопросы существует такое понятие, как норматив потребления (в данном случае имеется в виду потребление услуги, а не отходов). На эти вопросы постаралась ответить Шерешовец Елена Владимировна, член Экспертного Совета при Комитете по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ.

 В своем выступлении на тему: «Новая система договорных отношений, обязанности и ответственность УО при появлении регионального оператора по вывозу мусора…» лектор пояснила, что нормативы потребления ТКО могут устанавливаться для расчета либо с количества человек, зарегистрированных по указанному адресу, либо с количества квадратных метров жилой площади, на которой проживает человек, производящий ТКО.

Оказалось, что, согласно все того же 458-ФЗ, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся. То есть, региональному руководству, проще говоря.

— А вот теперь,  это уже дело регионов, как именно будут считать ваш норматив. Если он будет считаться с квадратного метра, тогда все понятно. Аналогично со средствами на капитальный ремонт, сколько занимаешь площади, столько и оплачиваешь. По сути, в настоящее время так оно и есть, вывоз и утилизацию отходов, входящие в тариф управляющих организаций, по обслуживанию помещений, вместе с остальными позициями в этом тарифе, собственники помещений оплачивают пропорционально занимаемым квадратным метрам, — объяснила Елена Шерешовец. — Но есть и другой путь оплачивать услуги регионального оператора пропорционально зарегистрированным в помещении гражданам. Тогда встает новая проблема – в новой высотке прописано три человека (ну не заселился еще никто). Ремонт производят все, мусор, соответственно, причем в огромных количествах, складывается в контейнеры. Начисляется оплата услуг по вывозу ТКО с троих зарегистрированных граждан.

А как же социальная защита? Что у нас с мерами поддержки для пенсионеров и многодетных при принятии регионом решения считать норматив с количества зарегистрированных граждан? Бабушка пенсионерка, проживающая одна в 62 метровой квартире, пожалуй, еще не останется обделенной. Но что делать с многодетными семьями в этом случае? Они будут обязаны заплатить за всех своих членов семьи, причем и за детей, от которых все-таки не бывает так много мусора, как от взрослых. Вот им-то, пожалуй, такие законы жизнь вряд ли упростят.

Много вопросов необходимо будет решить региональным властям при разработке нормативов потребления и порядка утилизации ТКО. Как быть с сезонностью, поскольку в разное время года производится разное количество ТКО? Как быть с местами расположения контейнерных площадок и организации их обслуживания? Если площадка располагается на муниципальной земле, необходимо решать вопрос с обслуживанием (уборкой, ремонтом) этого имущества. Понадобятся новые распоряжения, нормативные акты и много других документов, так необходимых для управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Если территория, на которой будут стоять контейнеры, принадлежит жильцам, нужно предусмотреть порядок принятия ими соответствующих решений по распоряжению их общим имуществом.

Ясно только одно: отложен срок вступления в законную силу этих революционных планов неспроста. По словам выступающих, подобные новшества необходимо протестировать. Хорошо бы запустить процедуру функционирования регионального оператора по утилизации ТКО в качестве пилотного проекта в ряде различных регионов, протестировав результаты нововведений. Только после этого можно будет запускать новый порядок по всей стране.

От автора

Скорее всего, никаких пилотных проектов не будет. В нашем государстве так дела не делаются. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» Все помнят эти строчки. Иногда кажется, что это не просто строки из известной песни, а кредо наших законодателей.

Источник фото: эк-центр.рф

Похожие статьи