Пенза: коррупция в сфере ЖКХ. Начинать с главного
Журналист
Журналист
Наталья Мокрецова

Буквально через неделю во всем мире будет отмечаться относительно молодой праздник — Международный день борьбы с коррупцией. Дата эта введена с 9 декабря 2004 г. Праздник был провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 г. при открытии для подписания Конвенции ООН против коррупции. Российская Федерация подписала Конвенцию в тот же день, а ратифицировала ее 8 мая 2006 г.



На днях в правительстве Пензенской области прошел «круглый стол» на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти по противодействию коррупции». Инициаторами мероприятия выступили Общественная палата Пензенской области совместно с региональным правительством.

Из первых уст


Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовал с одним из участников мероприятия, членом общественной Палаты Пензенской области Владимиром Лощининым. По его словам, итогами мероприятия он остался недоволен. Многим присутствующим не предоставили времени для выступления, а ораторы ограничивались общими фразами. Создалось впечатление, что мероприятие было организовано «для галочки», никаких конкретных решений по рассматриваемой проблеме принято не было.

Сам Владимир Лощинин поделился с корреспондентом портала выдержкам из своего, так и не озвученного доклада.

— В своем докладе я поднял вопрос о нескольких проблемах, так или иначе связанных с мнениями граждан о коррупции в жилищно-коммунальной сфере, — говорит Владимир Лощинин. — Искать причины и пути выхода из данной ситуации должен в первую очередь жилищный надзорный орган, кому в силу ст.20 Жилищного кодекса установлены соответствующие функции.

— Что за организация в Пензенской области выполняет функции названного органа?

— Жилищный надзорный орган Пензенской области находится вместе с другими государственными органами под общим руководством. Вместе эта структура называется Управление Госжилстройтехинспекции.

— Какова реальная компетенция и сфера полномочий этого органа?

— Мониторинг деятельности этого органа общественными объединениями показывает, что ее надзорные функции в равной степени беспристрастны по отношению к каждому участнику жилищных отношений.

К сожалению, объектом пристального внимания Управления являются в основном управляющие организации. Среди контролируемых Управлением субъектов совершенно отсутствуют органы местного самоуправления, а также такие федеральные структуры, как, например, Росреестр.

Однако они также являются субъектами жилищно-коммунальных правоотношений. И часто они являются ключевым звеном в создании тяжелой ситуации в жилищной сфере, не исключено что и сопряженной с коррупционными проявлениями.

Жилищная сфера, как никакая другая, насыщена денежными средствами, и именно над этой сферой необходим повышенный контроль и надзор государственных органов. Отсутствие жилищного надзора в том виде, который предусмотрен Жилищным кодексом, расслабило одних участников жилищных отношений и привело к невозможности качественно управлять домами другими такими участниками в лице ТСЖ, ЖК, управляющих организаций.

— И чем грозят такие обстоятельства участникам жилищно-коммунальных отношений?

— Это уже привело к ряду негативных последствий. Среди них явный отказ органов местного самоуправления от создания равных условий для управления многоквартирными домами в силу требований, установленных ст.165 Жилищного кодекса. Кроме этого имеется ряд других последствий, связанных со злоупотреблениями муниципальной властью своими полномочиями при создании и в процессе деятельности управляющих компаний и расчетно-кассовых центров с муниципальным участием, и при банкротств целой муниципальной системы управления домами, и во многих других случаях.

— То есть, как следует из ваших слов, работой упомянутого органа лично вы недовольны?

— Мной было направлено предложение в Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области о проведении этим надзорным органом первого форума по проблемам ЖКХ в Пензенской области и путях исправления ситуации. В очередной раз руководитель Управления не приняла мои предложения.

— Как вы считаете, по какой причине вам не предоставили слова на прошедшем «круглом столе»?

— По всей видимости, власть предпочитает закрывать глаза на некоторые серьезные вопросы. Однако долго продолжаться это не сможет.

Кроме прав, есть и обязанности


Между тем, у жилищного надзорного органа существуют, в соответствии с ст.20 Жилищного кодекса, обязанности по «систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности».
Для исполнения данной обязанности Управление избрало тактику привлечения к ответственности нарушителей. Для наблюдения, анализа и прогнозирования нет времени, видимо.

Однако одним из пунктов ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» провозглашается публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

При этом, руководитель Управления Госжилстройтехинспекции, по словам Владимира Лощинина, считает достаточным рассмотрение проблем ЖКХ на «чужих» площадках, ограничиваясь направлением своих представителей на мероприятия, организаторами которых являются иные органы и организации города, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ.

Более того, Лощинин высказал предположение о том, что, отказываясь от проведения «своего» форума, Управление тем самым пытается уйти от назревших и серьезных системных вопросов.

Неизвестно тогда, каким образом Управление планирует применять в своей деятельности принцип публичности и открытости своей деятельности.

От автора

Согласно Указу «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», принятом Президентом России еще в апреле сего года, федеральные органы власти должны скорректировать свою работу по предупреждению коррупции. Различным органам власти, судебным органам и даже СМИ предоставлен был срок в течение двух лет для проведения мероприятий и отчета о проделанной работе. Отдельные поручения были даны главе Администрации президента и Генпрокуратуре, МВД, Министерству юстиции, МИДу, Минюсту и финразведке Генпрокуратуры, а также МВД и Кабинету министров. Всем были установлены четкие задачи и жесткие сроки.

Каким образом будет реализован указанный проект, покажет время. Нам же остается довольствоваться ролью сторонних наблюдателей и ждать результатов столь многообещающих инициатив.

Похожие статьи