Нужна ли жилищно-коммунальная грамотность
Журналист
Журналист
Сегодня ожидание Нового Года для жителей города сопровождается не только предвкушением праздника, но и тревогой за свои будущие расходы, поскольку тарифы на услуги ЖКХ неминуемо растут ввысь. И это при том, что качество этих самых услуг не меняется, а лишь увеличивается нагрузка к ним в виде электронных сервисов, разнообразных операторов и прочих непонятных вещей. Кого винить в происходящем, ни у кого нет ни малейших сомнений — нерадивых управдомов.



Управдом — друг человека?


На самом деле, жизнь российского управдома тяжела и неказиста. Прошли уже времена злоупотреблений, приемных часов раз в неделю и сакраментальных фраз, типа: «А если не будут брать — отключим газ!»

В настоящее время в арсенале стимулирующих средств управдома такие меры, как отключение (или ограничение подачи) каких-либо услуг строго регламентированы. Ресурсники могут устранять аварии по нескольку суток, а вот управляющая компания обязана реагировать немедленно (согласно Жилищного законодательства).

Однако именно управляющая компания является связующим звеном между жильцами и поставщиками всех видов услуг ЖКХ, сама не являясь при этом получателем выгоды, однако несущая на себе все тяготы непростых взаимоотношений между этими сторонами. Юридически, практически и экономически управляйки, а особенно ТСЖ, привязаны невидимыми нитями закона к этим участникам жилищно-коммунальных правоотношений, однако главная их функция — несение ответственности (причем перед всеми и за все).

И, если в управляющих компаниях, согласно требованиям лицензирования, трудятся люди, еще более-менее разбирающиеся в ситуации, то большинство ТСЖ руководят обычные жильцы, причем чаще всего не самые квалифицированные в плане ЖКХ, но просто энергичные и обладающие неким количеством свободного времени. Эти люди обязаны не только обеспечить бесперебойное функционирование не особо качественно выстроенных и находящихся в относительно удовлетворительном состоянии объектов жилого фонда, но и соблюдать непомерное количество правил и нормативов, предусмотренных законом и созданных единственно ради улучшения жизни жильцов.

По факту же эти нормы жильцам в основном неизвестны, а их исполнение лишь увеличивает финансовую нагрузку на управляющую организацию и возможность быть проконтролированными многочисленными контролерами и оштрафованными, поскольку исполнить все нормы, часто противоречащие друг другу, невозможно в принципе.

Чьих рук дело — спасение коммунальщиков?


Но, дабы окончательно не ввергнуть в хаос отношения участников описываемых правоотношений, был создан проект «Пензенский консультационный центр «За открытость коммунальных платежей» при финансовой поддержке Благотворительного Фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров». В проекте разработаны методики эффективной защиты граждан в сфере ЖКХ, а именно:

  •  создание Ресурсного Центра жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ;
  •  общественный контроль-исследование методом «контрольной закупки» деятельности Управления жилищно- коммунального хозяйства г. Пензы и 24 управляющих компаний;
  • проведение обучающих семинаров и Круглых столов для повышения информированности граждан, собственников жилья, ТСЖ и ЖСК.


Реализация этого социально-значимого проекта была поручена Общественному движению «Ассоциация потребителей Пензенской области» Общественной палатой России в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации.

Корреспондент информационного портала «Пенза-Онлайн» побывала на одном из обучающих семинаров и пообщалась с руководителем «Ассоциации потребителей Пензенской области» Лидией Васильевной Сидоровой.

— С какой целью был создан проект?

— Население в городе Пензе, как и в любом населенном пункте России, крайне заинтересовано сегодня в энергосбережении и сокращении потребления энергоресурсов. На первом плане стоят не столько экологические проблемы, сколько неуклонный рост затрат домохозяйств на оплату коммунальных услуг. Рост расходов на жилищные и коммунальные услуги приводит к тому, что семьи вынуждены отказываться от других видов платных услуг, в том числе: услуг правового характера, санаторно-курортного обслуживания.

Проблемы ЖКХ рождены не только изношенными трубами и недостатком средств на их ремонт — это лишь часть огромного системного кризиса нашей страны. Основные проблемы этого кризиса — нарастающая пропасть между органами исполнительной власти и населением, невозможность населения влиять на формирование этих правил, что позволяет определенным кругам «ловить рыбу в мутной воде», а населению — «туже затягивать пояса».

Пассивность и безразличие граждан к проблемам собственного дома, нежелание объединяться для их целенаправленного и последовательного решения, отсутствие института добрососедских отношений только усугубляет ситуацию.

— Какие мероприятия проводятся помимо семинаров?

— Для исследования мнения граждан о доступности и качестве жилищно-коммунальных услуг были направлены письма и анкеты в СМИ.

— И каковы результаты исследования?

По результатам опроса 75% респондентов оценили качество услуг ЖКХ, как неудовлетворительное. Наиболее типичными проблемами в сфере ЖКХ для пензенцев являются: непрозрачность начисления коммунальных платежей; уборка в подъезде, придомовой территории, подача теплоснабжения, водоснабжения в летнее время, качество текущего и капитального ремонта.

Среди услуг ЖКХ наиболее высокие оценки были выставлены респондентами в сфере газоснабжения и электроснабжения (удовлетворительно).

— Тема сегодняшнего семинара: «Применение электронных сервисов для осуществления прямых взаиморасчётов с гарантирующим поставщиком электроэнергии». Какие проблемы хотите решить?

— Мы пригласили руководителя ООО «ТНС энерго Пенза», т. к. тема семинара «Энергосбережение», а эта организация является поставщиком электроэнергии. Хотелось бы выявить положительные примеры энергоэффективных мероприятий в работе жилищных объединений. Также участие Ассоциации ТСЖ Пензенской области обеспечивает явку заинтересованных лиц из числа руководителей управляющих организаций.

В ходе мероприятия присутствующие имели возможность пообщаться с лекторами, что позволило получить ответы на интересующие вопросы и несколько приблизить разрешение имеющихся проблем. Однако до разрешения всех спорных моментов еще очень далеко, обучение будет продолжаться.

От автора

Чтобы было желание продолжать, необходим хотя бы минимальный результат. Если на семинары станут звать не только представителей надзорных органов, в основном имеющих привычку настойчиво напоминать об ответственности за нарушения норм законодательства, а лекторов, готовых оказать реальную практическую помощь заинтересованным лицам, если такие мероприятия станут доступными и их проведение будет афишироваться не только в узких кругах, а и для широкой общественности, то возможно и будет достигнут результат, которого ждут от обозначенного проекта. И наступит тогда всеобщая жилищно-коммунальная грамотность, и не будут жильцы кидаться на управдомов, а управдомы — на жильцов.

Источник фото: http://noyabrsk-inform.ru/

Похожие статьи