-1° ... -1°, ветер 1 м/с
91.98
100.24
Как заставить такси работать на имидж Пензы?
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Какую роль должно играть легковое такси в транспортной инфраструктуре региона? Как избавиться от нелегалов в этом бизнесе? С какими проблемами сталкиваются перевозчики, а также чем недовольны горожане – их клиенты? На эти и многие другие вопросы попытались ответить в ходе работы тематической секции «Легковое такси», которая прошла в рамках III областного форума «ЖКХ: проблемы и пути решения».



Интересы власти и бизнеса совпадают


На первый взгляд, услуги такси к сфере ЖКХ не имеют никакого отношения — лицензии перевозчикам выдает Управление транспортного обслуживания Министерства промышленности региона, и это их зона ответственности. Тем не менее, секцию умудрились «воткнуть» в рамки форума ЖКХ.

Как пояснили нам в неформальной беседе организаторы, такси — такая же часть комфорта горожан, почти столь же необходимая населению, как отопление и электричество. А стало быть, обсуждать эту часть следует вкупе с другими благами цивилизациями. И форум ЖКХ — самое для этого место.

Модератором и основным докладчиком секции выступил эксперт по транспортной логистике Павел Денисюк. По его словам, тема такси — для всех больная. И у власти, и у бизнеса интересы совпадают, и цель одна — чтобы отрасль развивалась, машины были красивые и новые, таксисты — аккуратные и вежливые, тарифы — обоснованными. Чтобы дело приносило прибыль — как предпринимателю, так и бюджету в виде налогов. Однако механизм взаимодействия между властью и бизнесом в этой сфере толком не отлажен.

— Даже в Москве, где, казалось бы, отрасль находится под постоянным контролем, в ходе последней масштабной проверки выяснилось, что среди таксистов есть те, кто числится в розыске, не имеет водительских удостоверений и регистрации по месту проживания, — сообщил Денисюк. — Зафиксированы факты фиктивных медосмотров. Не отлажен контроль режима труда и отдыха перевозчиков. Люди проводят за рулем по 14-16 часов, и никто за этим не следит.

 По мнению докладчика, в регионах проблемы схожие. Беда в том, что такси, являясь неотъемлемой частью общественных перевозок, мало взаимодействует со всей остальной транспортной системой.

— Инфраструктура города должна быть предоставлена легальным участникам рынка, — отметил Павел Евгеньевич. — Такси — часть индустрии гостеприимства. Нам нужно искать и вырабатывать форматы, чтобы «армия» легальных таксистов неуклонно росла, а нелегальных — сокращалась. Город и область заинтересованы в этом. Ведь это новые рабочие места, и налоги в бюджет.

В ожидании закона о такси


Денисюк говорил правильные вещи, и присутствующие в зале представители компаний по перевозке граждан в целом с ним были согласны. Вопрос только в том, какими методами действовать? Что может заставить нелегала получить лицензию и действовать в рамках закона? Понятно, что административное регулирование, которое сейчас применяется, не дает желаемых результатов. А значит, государство должно создавать преференции для легального перевозчика.
Кстати, проект Закона о такси готов. Он лежит в Государственной Думе и ждет своего часа.

В этом году он несколько раз анонсировался, прошел первое чтение, но так пока и не принят. По мнению перевозчиков, это очень важный документ, который значительно облегчит жизнь легальным таксистам, и подвинет позиции «серого» рынка этих услуг.

Если говорить кратко, то сейчас диспетчеры, принимающие заказы, и таксисты, по идее, каждый ведут свой собственный бизнес. Служба заказа по документам предоставляет информационные услуги. За качество обслуживания, за то, какой автомобиль и с каким водителем приедет к клиенту, диспетчерская ответственности не несет. Новый закон будет на стороне пассажира и перевозчика.

В проекте, в частности, предполагаются следующие изменения:

— увеличение штрафов для нелегальных такси;
— снижение штрафов для легальных перевозчиков;
— ответственность диспетчерских служб и операторов такси за качество предоставляемых услуг;
— пересмотр распределения доходов между таксистами и диспетчерами;
— возможность обслуживания госорганов.

За нарушение требований предлагается ввести более весомые, чем сейчас, штрафы, а также лишение водительских прав сроком от нескольких месяцев до полугода.

К слову, присутствующий на форуме ЖКХ председатель комитета Государственной Думы РФ по транспорту Евгений Москвичев заверил собравшихся, что данный закон обязательно будет принят уже нынешней осенью.

Что можно решить на месте?


Но некоторые сдвиги в отрасли, по мнению Павла Денисюка, необходимо предпринять и на региональном уровне. Например, включить такси в целевую программу развития общественного транспорта, создать в регионе отраслевое объединение таксистов, отладить систему контроля и взаимодействия с участниками рынка.

Кроме того, надо стимулировать перевозчиков на покупку новых автомобилей. Сейчас стоимость лицензии составляет 7,5 тыс. рублей. Надо продумать механизм, чтобы для нового автомобиля она была значительно ниже.
Еще одна инициатива Денисюка — договор с «АвтоВАЗом» о приобретении нашими перевозчиками в лизинг автомобилей одного цвета и модели. Это может быть «Лада Ларгус» или «Лада-Веста». Тема сейчас в процессе обсуждения, и эксперт уверен, что стороны договорятся о взаимовыгодном сотрудничестве.

— В 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу, и наши коллеги из Саранска уже бьют тревогу, — сообщил Павел Евгеньевич. — Во время игр Мордовия будет нуждаться в услугах наших таксистов. А мы не можем себе позволить возить болельщиков, в том числе иностранцев, на битых машинах. Такси должно работать на имидж Пензы, даже его внешний вид должен радовать и привлекать.

Похожие статьи