ГИС ЖКХ. Разбор полетов
Журналист
Журналист
Наталья Мокрецова

Федеральным законом РФ от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с марта 2015 г. на территории нашей страны было принято внедрение единой Государственной информационной системы — ГИС ЖКХ. Заказчик — Минкомсвязи. Основным исполнителем всех работ по системе является «Почта России». Эта система должна быть способна вместить в себя всю информацию о жилищно-коммунальных услугах, которые оказываются россиянам, и сделать правоотношения в указанной сфере абсолютно прозрачными.



Реализация одной цели порождает другую


Любой субъект жилищных правоотношений, имеющий выход в Интернет в любой удобный для себя момент времени теперь мог бы, нажав на кнопочку, получить полную и подробную информацию о деятельности своей эксплуатирующей организации, о произведенных ему начислениях, сверить показания приборов учета и проверить соответствие деятельности его ТСЖ или МУПа действующим нормам закона.

Для достижения данной цели был разработан некий интернет-ресурс, установлены лица, ответственные за наполнение его необходимой информацией. Также был принят ряд нормативных актов, обязывающий этих лиц раскрывать соответствующую информацию на данном ресурсе. Еще был разработан порядок, сроки и ответственность за ненадлежащее исполнение такой обязанности.

Кроме этого, определены органы государственной власти, в полномочия которых включены функции по надзору и контролю за соблюдением указанных норм, порядок привлечения к ответственности нарушителей.

Но, как нередко это бывает в нашем царстве-государстве, благими намерениями вымощена дорога в преисподнюю. Указанный информационный ресурс оказался не таким работоспособным, как от него требовалось. Информация до тех, для кого она предназначалась (потенциальных поставщиков сведений на сайт), доведена вовремя и в срок не была. Ведь многие ТСЖ не то, чтобы выхода в интернет — компьютера и телефона не имеют в своем хозяйстве. Сидит председатель с печатью два раза в неделю в приемные часы в каморке под лестницей — вот и вся деятельность. Адрес есть, и то хорошо.

Что же касается надзорных органов, то они предпочли из всех своих полномочий ограничиться лишь карательными функциями. Оказалось, что раскрывать необходимую информацию о своей деятельности в указанной системе ГИС ЖКХ обычному субъекту жилищно-коммунальных правоотношений не так и просто. Поставщику информации (тому же ТСЖ или МУПу) необходимо сформировать электронную подпись, запастись соответствующим оборудованием и обученным персоналом. Ключ электронной подписи стоит денег. Чтобы им воспользоваться по назначению, требуется не только наличие компьютера, но и определенной операционной системы на нем и браузера с определенным разрешением. Без этих компонентов покупка ключа не имеет никакой практической пользы.

Но и это еще не залог беспрепятственного доступа в сеть ГИС ЖКХ. Для успешной работы в системе необходим грамотный пользователь, наличие дополнительного оборудования (сканера, к примеру). Стандарт раскрытия информации предусматривает прикрепление первичных документов, причем в определенных форматах. Кроме этого, количество информации, которую требуется занести в систему так велико, что для этих целей обычной организации придется нанимать определенного работника, либо заключать договор со специализированной службой.

Вменять же обязанности по внесению такого объема данных кому-то из действующих работников в его должностные функции без увеличения размера его оклада не получится, поскольку бесплатный труд в нашей стране запрещен Конституцией. Также требуется внесение некоторых персональных данных жильцов, которые те совершенно не желают раскрывать. При этом ответственность за невнесение данных несет ТСЖ.

За несоблюдение — штраф


А ответственность за несоблюдение стандарта раскрытия информации в ГИС ЖКХ очень приличная. За неисполнение обязанностей по размещению информации в ГИС ЖКХ либо за нарушение правил ее размещения поставщиков информации накажут в соответствии со ст. 13.19.2. КоАП РФ. Суммы штрафов колеблются в границах до 200 тысяч рублей. Для многих ТСЖ это вообще прямой путь к банкротству. Срок наступления такой ответственности уже переносили, но до окончания его переноса остался один месяц. С 1 января 2017 г. за неисполнение обязанностей по размещению информации в ГИС ЖКХ нарушителей будут наказывать.

Ходят слухи о подготовке проекта закона о повторном переносе момента возникновения ответственности теперь для ТСЖ и управляющих компаний. Для таких поблажек имеются резонные основания.

Участники указанных правоотношений уже успели убедиться в неработоспособности созданного во благо людей ресурса. Все недостатки системы устраняются лишь по письменной заявке в службу поддержки и отнюдь не моментально. Ответственность за разработчиков нести управляйкам неинтересно, поэтому под их нажимом законодатели периодически принимают некоторые меры.

Нет неразрешимых проблем, но есть успехи в их создании


Проблема с ГИС ЖКХ налицо. Для соблюдения требований законодательства необходимо привлечение дополнительных ресурсов — материальных, трудовых. Все они привлекаются из карманов жильцов, ради их же блага. При этом жильцы в основной своей массе не имеют понятия о существовании подобного блага, либо крайне неодобрительно относятся к его внедрению. Да — электронный документооборот. Да — новые технологии. Но для того, чтобы воспользоваться данным сервисом, обычному гражданину требуется регистрация на портале Госуслуг, а она не происходит в «один-два клика». С целью защиты персональных данных была разработана система идентификации и простой гражданин очень непросто получит доступ к личному кабинету, через который он сможет пользоваться услугами ГИС ЖКХ. Желающих воспользоваться такими преимуществами крайне мало.

И практическую пользу данный ресурс принес лишь еще более разросшейся системе контролеров, им стало удобней осуществлять контроль и проще привлекать к ответственности. Никаких выездных проверок – зашел в систему, и все деятельность ТСЖ — как на ладони. Успевай только предписания выписывать.
В итоге — очередная навязанная гражданам услуга, оплаченная ими же для их же удобства.

От автора


Вспомнились мне в этой связи слова из известной сказки: «Моим подданным необходимы развлечения, тогда им некогда будет думать о своих бедах и нуждах». Видится вся эта затея с ГИС ЖКХ в качестве очередного аттракциона, вот только неизвестно, кого он развлечет. Жильцы, для чьего удобства создан сервис, пользоваться его услугами не могут или не хотят. Поставщики информации испытывают великие затруднения, исполняя эту дополнительную повинность. Надзорные органы жалуются (ну здесь они скорее лукавят), что теперь работы невпроворот. И опять на ум приходят слова о том, что хотели, как лучше, а получилось — как всегда.

Источник фото: www.khabkrai.ru

Похожие статьи