22° ... 22°, ветер 6 м/с
94.09
100.53
Олимпийские страдания: наши все-таки будут в Рио
Журналист
Журналист

Сергей Зимин

«Уф, пронесло», - выдохнули миллионы российских любителей спорта воскресным вечером после того, как был озвучен вердикт Международного олимпийского комитета (МОК) относительно участия сборной России на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Будут-таки наши спортсмены участвовать в ней, пусть и с определенными оговорками. И представители Пензенской области тоже.

В детстве для меня и, наверное, для многих моих сверстников, по сути, в спорте существовало лишь два вида – футбол и хоккей. Ну, может быть, еще пара – тройка игровых. Остальные были лишь неким слаборазличимым фоном, не более.

Затем был олимпийский Сеул. Нередко, находясь по стойке «смирно» у тумбочки дневального, я одним глазом следил за входной дверью казармы, а другим косил в кубрик, где «дедушки» группировались у включенного телевизора. Тогда и раскрылось во всей красе множество неизведанных толком видов спорта. До сих пор памятны распиравшие чувства от осознания того, что мы основательно «надрали» всех – ни братья по соцлагерю из ГДР, ни ненавистные всеми фибрами «америкосы» тогда и рядом не стояли с нами по количеству одержанных побед и призовых мест.

Тогда, пожалуй, и «заболел» олимпийскими неигровыми видами. И летними, и зимними. Мог запросто дожидаться трансляций финальных забегов легкоатлетов или лыжников, начинавшихся глубоко за полночь. Мог и легко сорваться с лекции, чтобы в прямом эфире лицезреть финалы пловцов или гонки биатлонистов, транслировавшиеся в полдень. Было, было…

А с некоторых пор интерес к Олимпиадам начал постепенно угасать. Нет, я по-прежнему радовался нашим победам, отдавая должное и мастерству атлетов, соперничающих с российскими спортсменами. Но былой восторженности от происходящего перестал за собой замечать. И дело не в том, что мы начали реже «драть» всех, а со временем «рвать в клочья» стали и нас самих: летом американцы с китайцами, а зимой – немцы с норвежцами, да и не только.

Какой-то осадок, появившись однажды, все больше накапливался с каждым новым «главным стартом четырехлетия». Не столько со случаями откровенного засуживания нашего или зарубежного атлета. А с появлением так называемых допинговых историй, которых с каждым разом становилось все больше и больше.

Зарубежные олимпионики раз за разом вдруг начали каяться в смертных грехах, рассказывая о том, как несколько лет подряд, в том числе и в период триумфальных для них Игр, принимали запрещенные препараты. Да и наши стали попадаться все чаще. Как во внесоревновательный период, так и во время стартов.

Пожалуй, началось с 2002-го года. Когда зимний Солт-Лейк-Сити сотрясла череда громких скандалов. В основном с допинговым оттенком. И, увы, в основном связанных с именами представителей России. До сих пор невдомек, на кой ляд нужно было выставлять на «тридцатку» в лыжных гонках спортсменку, уже на этих играх «проколовшуюся». Чтобы «утереться», лишившись завоеванного ею на этой дистанции «золота», опять-таки по результатам допинг-контроля? Памятна тогдашняя истерия, когда говорилось о заговоре Запада против российских спортсменов и звучали призывы покинуть Олимпиаду в знак протеста.

Попадались на допинге наши спортсмены и впоследствии. Но, как правило, «проколовшиеся» атлеты преподносились в качестве случайных жертв. А то и вовсе из них, а также из их наставников, начинали «лепить» неких героев-мучеников, пострадавших от «происков мирового империализма». И вручать им награды, предоставлять работу в региональных спортивных ведомствах и организациях, а кто-то из них становился депутатом различного пошиба. Что греха таить, и Пензу чаша сия не миновала.

В общем, в какой-то период, как говорится, «наелся». И новые подобные истории подогреву прежнего возвышенного интереса к Олимпиадам, естественно, не способствовали. Неважно, кто в них был замешан. Надоело переживать, нервничать и спускать свои эмоции на очередную «звезду», неважно, где бы она ни была «Made in…», чтобы через какое-то время узнать, что в это время он (она) сидел (сидела) на стероидах или анаболиках.

Что изменилось ныне? Да ничего практически. На фоне редких здравых заявлений осмыслить все происходящее, дабы исправить ситуацию, в основном все те же указания на «руку Запада» и обвинения в политической подоплеке положения, в котором оказались российские спортсмены накануне Игр в Рио. Что ж, где-то не без этого.

Тем, кто еще как-то верит в святость постулата о том, что спорт вне политики, так и хочется предложить очнуться наконец-то. Политика давно присутствует в спорте. Разве не было политики тогда, когда Америка со своими сателлитами бойкотировала Олимпиаду в Москве? Или когда спустя четыре года Игры в Лос-Анджелесе проигнорировали СССР и многие его братья по соцлагерю? Или не по политическим причинам была отстранена от чемпионата Европы по футболу в 1992-м году сборная Югославии? Тогда не прошедших отбор игроков сборной Дании, уже предававшихся радостям отдыха, «вылавливали» в барах и на пляжах, а они «на расслабоне» взяли, да и выиграли финальный турнир. Еще примеров, или, может, хватит этого?

По большому счету, спорт в ранг государственной политики у нас в стране возвели сами. Отчасти поэтому теперь и расхлебываем. Ведь в основном после того, как руководство спортом сосредоточилось в руках нынешних управленцев, Россия и начала довольно заметно терять свои позиции. В том числе и в различных международных спортивных организациях. Новоявленным спортивным функционерам, некоторым из которых места в международных организациях достались едва ли не по наследству, по большому счету, не обрели того влияния и уважения, которые были присущи их предшественникам.

На фоне ослабления наших позиций можно отметить и то, что Всемирное антидопинговое агентство (WADA), в последнее время действительно более напоминает некую спецслужбу, действующую, естественно, не в наших интересах. В которой практически самостоятельно решают, что считать доказательством вины, определяя попутно весомость и надежность источников информации. Даже таких, как не первый месяц поминаемых у нас недобрым словом Степанова с Родченковым.

А что сделали наши функционеры, чтобы противостоять «вадовским» козням и отстоять интересы наших спортсменов, да и, что говорить, честь страны тоже? Да ничего, по сути, заняв позицию стороннего наблюдателя. Вот что говорил по этому поводу один из известных российских легкоатлетов, которому в Рио выступить не суждено:

- Как я вижу ситуацию, даже сейчас идет попытка угодить и нашим и вашим. Кого-то «убрали», вроде бы соглашаемся сотрудничать, но при этом тут же говорим о политике и несправедливости. Мне сложно это понять. Нужно выбрать одну линию, и либо защищаться до конца, либо раскрывать все карты. А у нас, как мне кажется, все эти 10 месяцев была двойная тактика. Такое ощущение, что защита направлена на нашу аудиторию, а когда говорится о согласии с обвинениями – на Запад. По факту же получается ни туда ни сюда.

Я искренне желал, чтобы МОК допустил-таки чистых российских спортсменов до Игр. И не менее искренне меня возмущали категоричные заявления различных зарубежных деятелей, требовавших отстранить всю сборную от игр в Рио. Еще до доклада независимого, так сказать, главы комиссии WADA Ричарда Макларена. В котором, на мой взгляд, содержится немало бездоказательных обвинений, а на некоторые весьма спорные моменты обращают внимание даже представители МОК. И можно только приветствовать то, что в МОК возобладал хоть насколько-то здравый смысл.

С другой стороны, можно констатировать то, что мы уже эту Олимпиаду проиграли во многом. Потраченные впустую средства на подготовку ряда атлетов. Несбывшиеся надежды многих спортсменов и тренеров, у значительной части которых и вины-то никакой нет. Ну а репутационные потери неисчислимы. Можно только догадываться о том, как на церемонии открытия Олимпиады будет встречена российская делегация, и каким образом будет сопровождаться российские гимн и флаг во время победной для нас церемонии награждения.

Но, как бы то ни было, в Рио российской сборной выступать дозволено. Правда, решение относительно участия конкретных спортсменов отдано на откуп международным федерациям. Поэтому-то можно не сомневаться в том, что в медальном зачете эти Игры станут самыми неудачными для России. Хватает того, что из-за отстранения только целой легкоатлетической команды (за исключением единственной спортсменки, на особо высокие позиции не претендующей) мы можем недосчитаться несколько медалей высшей пробы.

А я, черт побери, буду-таки переживать за наших. Пусть и без присущего ранее пиитета к такому событию, как Олимпиада. И без ночных бдений в ожидании финальных забегов или заплывов.

P.S. Ну а к спортсменам, представляющим Пензенскую область, которым дозволено выступить в Рио, вернемся чуть ближе к открытию Олимпиады.

Источник фото:pixabay.com

Похожие статьи