Лариса Новожилова: успехи семидесятых были заложены в шестидесятые
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Российская спортивная драма «Движение вверх» побила все возможные рекорды, став к концу января самой кассовой картиной в истории современного российского проката. Благодаря ей у многих проснулся интерес к славным страницам прошлого отечественного баскетбола. А для нас появился повод взглянуть на прошлое пензенского баскетбола.

3.jpg

Семидесятые годы прошлого столетия для отечественного баскетбола примечательны во многом. Помимо исторической победы мужской сборной СССР на Олимпийских играх в Мюнхене, которой, собственно, и посвящен фильм «Движение вверх», можно отметить и победу женской сборной СССР на Олимпиаде 1976 года в Монреале, первой с участием женских команд. Можно припомнить как в отечественных чемпионатах прерывалась гегемония «вечных чемпионов» — столичного ЦСКА у мужчин и рижского ТТТ у женщин.

Семидесятые примечательны и для пензенского баскетбола. Речь идет о женском, поскольку наши баскетболисты — мужчины каких-то больших высот достичь не смогли. Именно тогда, в семидесятые, «Спартак» стал выступать наиболее стабильно, в конце концов впервые пробившись в отечественную элиту.

Воспоминаниями о славных временах с корреспондентом портала «Пенза-Онлайн» поделилась Лариса Максимовна Новожилова. Выбор ее в качестве собеседницы не случаен. Она добрых четыре десятка из прожитых лет отдала пензенской женской баскетбольной команде как игрок и тренер. И, собственно, ее можно назвать родоначальником истории этой команды.

— Лариса Максимовна, если Вам довелось посмотреть фильм «Движение вверх», какие от него остались впечатления?

— Мы ходили на него с Людмилой Лаврентьевой, тоже игравшей за нашу команду. В принципе, фильм понравился. Как будто заново окунулись в атмосферу тех времен, того матча, заново переживали за наших. Вообще, это здорово, что на эту тему обратили внимание.

— Тем не менее, вдовы главного тренера той сборной и вдова одного из лучших игроков того матча, уроженка Кузнецкого района Александра Овчинникова, затеяли тяжбу с создателями фильма.

— У них, видимо, на это свои причины. Насколько я понимаю, должным образом некоторые моменты сценаристы и режиссер с ними не обсудили. Определенные неточности и несоответствия реальным событиям, конечно, присутствуют. Но это можно объяснить тем, что все же фильм не документальный, а художественный.

Лично мне хотелось бы, чтобы больше внимание уделили Сергею Белову. Мы с ним земляки, из Томска. Он был разносторонним спортсменом. На школьных Спартакиадах мог и в барьерном беге поучаствовать, и в воротах футбольных постоять. Руки у него длинные, мячи здорово ловил. А как мягко он бросал мячи в кольцо в баскетбольных матчах — я всегда любовалась. И в той финальной игре на Олимпиаде Сергей Белов набрал 20 очков, более трети от того, что набрала вся команда.

2.jpg

— Как же Вы оказались в наших краях?

— В 1961 году пензенская команда пробилась в класс «А». Тренерам там разрешалось укреплять составы за счет игроков команд, которые там не выступали. А я выступала за томскую команду в финальном турнире класса «Б». Там меня пензенские тренеры и «высмотрели». Среди приглашенных оказались также Ольга Высоцкая из Владивостока и Валентина Сорокина из Горького. После окончания пединститута из Иваново на работу в Пензу была направлена Людмила Сидорова.

Валя особо не играла. Люда получила тяжелую травму и сосредоточилась на тренерской и педагогической работе. А с Олей мы отыграли за пензенскую команду с десяток лет. Мы с ней, замечу без ложной скромности, были основной ударной силой, что отмечали и болельщики. Но и другие девчонки были под стать.

С Высоцкой мы дружны по сию пору. Но общаться приходится посредством переписки и телефонных переговоров. Она вернулась во Владивосток, и сейчас живет там. Говорит, что душой по-прежнему находится в Пензе. Но она вернулась к мужу. У нее прекрасный супруг. Но вопроса о его переезде в Пензу не возникало. Он инженер, его работа была связана с кораблестроением, и подобрать подобную в Пензе было невозможно.

— А вас не тянуло в родные места или куда-либо еще?

— К Пензе я привыкала довольно долго. Выбиралась в Томск после каждого тура. Если промежутки между ними были совсем короткими, приходилось пользоваться самолетом. Расходы, естественно, были сумасшедшими. Но когда отец в конце концов попросил определиться окончательно, успела адаптироваться. Если в начале я просиживала бы на скамейке, может быть, уехала бы сразу. Но получилось так, что из приглашенных игроков я одна попала сразу в основу и выходила на площадку в стартовой пятерке.

1.jpg

Моя подруга Высоцкая несколько старше меня. Но поначалу она просиживала. Оля рвала и метала, и в конце концов добилась своего — заняла прочное место в основе, став одним из лидеров. Доиграла, если память не изменяет, до тридцати шести, и никто не мог ее «выбить». Кстати, 2 февраля у нее День рождения, буду поздравлять.

— Давайте вспомним семидесятые года. Можно ли сказать, что именно на них пришелся расцвет пензенского женского баскетбола?

— В конце прошлого года нас собирали на сорокалетний юбилей выхода «Спартака» в высшую лигу чемпионата СССР. Хотя вышли мы в 1976 году, а в 1977 завершился первый чемпионат в элитном дивизионе. Не все смогли прийти — кого-то уже в живых нет, у кого-то обстоятельства не способствовали.

Тому событию стоит отдать должное. Но когда общались с девчонками, некоторые из них резонно замечали: «А что, раньше баскетбола в Пензе не было?». Шестидесятые тоже негоже будет забывать.

Как я уже говорила, в 61-м пензенская команда пробилась в класс «А». По итогам первого сезона несколько игроков «Зари», как она тогда называлась, получили право на присвоение звания мастера спорта. Первыми в пензенской команде. Помимо меня это были Высоцкая, Таисия Васильева, Светлана Лабичева, Галина Индисова, Сталина Шехетова... Вроде никого не забыла. По этому случаю Георг Мясников шикарный банкет в «России» закатил.

Были тогда и другие неплохие сезоны, и ряд примечательных по-своему событий. Так что успехи семидесятых, на наш взгляд, были заложены в шестидесятые.

— Что же помешало войти в элиту уже тогда?

— Причины разные были. Там играли в основном команды Москвы и из союзных республик, с российской провинции пробиться туда было очень сложно. Очень некстати уехал в Ростов-на-Дону основатель пензенской школы баскетбола Евгений Семенович Швам. Сидорова травмировалась, Света Лабичева уехала в Минск.

Уезжали и другие игроки. Как я говорила, с российской провинции пробиться в элиту было проблематично. При том, что тогда здесь в основном играли, как говорится, за идею. Когда я приехала сюда, получала шестьдесят рублей. Плюс талон на питание на два пятьдесят, что удивило. Затем были талоны на три рубля, три шестьдесят, даже четыре восемьдесят припоминаю. Мы были на седьмом небе.

— Раньше спортсмены, фактически являясь профессионалами, числились работниками каких-либо предприятий. У баскетболисток пензенской команды какое прикрытие было?

— Поначалу часовой завод (название «Заря» от него было). Затем шефство взял облместпром, и нас раскидали по разным местам: фабрика игрушек, кондитерская фабрика, мебельный комбинат, фабрика «Пианино». Следующий поток «работал» на заводе медпрепаратов. Затем было автохозяйство. Лишь в восьмидесятых стали платить официально, и игроки получали зарплату от спорткомитета.

(Продолжение следует)

Фото из архива Л. Новожиловой


Похожие статьи