27° ... 27°, ветер 4 м/с
94.32
100.28

Журналист
Журналист
Елена Качурина

Побывав в общественной приемной информационно-аналитического портала «Пенза-Онлайн», митрополит Серафим, управляющий Пензенской митрополией, ответил на вопросы читателей. Кроме этого, Владыка принял предложение координатора проекта Алексея Молебнова освятить редакцию «Пенза-Онлайн».

Митрополит Серафим

Владимир Кабадчиков, г. Пенза:

— Владыка, скажите, пожалуйста, могут ли муж и жена быть крестными?

 Митрополит Серафим:

— Муж и жена ни в коем случае не могут быть крестными, так как кумовство предполагает родство. Это точно также, когда Русская Православная Церковь (РПЦ) запрещает брак между ближайшими родственниками — двоюродными и даже троюродными. То же самое и духовное родство. Ведь кумовство — это прежде всего духовное родство. Если кумовья захотят вступить в брак, то у них появятся некие препятствия в заключении семейного союза.

Как показывает практика, многие люди даже не задумываются о том, кого нужно брать крестными для своего ребенка, делая выбор из родных братьев и сестер. Ведь крестные родители — это люди, которые дают перед Богом обещание вырастить человека в православной вере. Почему? Ответ очень прост: потому что ребенок сам за себя не отвечает, т.е. мы его крестим, возлагая полностью надежду на тех, кто его принимал из купели.

Безусловно, конечно, институт крестных у нас в России еще не до конца оформлен. Это тоже относится к нашим внутренним переживаниям христианского младенчества, потому что, к большому сожалению, те традиции, которые были до революции, мы не сумели сохранить. Все оборвалось за семьдесят лет. Сейчас эти традиции нужно взращивать по-новому, поэтому у нас в храме теперь для того, чтобы стать крестными, нужно по крайней мере посетить две беседы со священником.

Основная задача этих бесед заключается в том, чтобы человек понимал и осознавал, что он делает. У нас даже дошло до того, что многие спрашивали: можно ли стать крестными заочно. Как можно заочно родить? Как можно стать крестным, если ты даже не стоял у купели и не принимал этого ребенка? В завершении заданного вопроса, отмечаю, что мужу и жене невозможно быть крестными и нежелательно.

Николай Павлов, г. Пенза:

— Учусь на историко-филологическом факультете Пензенского государственного университета (ПГУ). Хотел бы подготовить работу по истории Спасского кафедрального собора. По этой теме в интернете мало информации. Куда можно обратиться?

 Митрополит Серафим:

— Я бы посоветовал обратиться в Пензенскую духовную семинарию. Ее сотрудники компетентны в этом вопросе. Они могут оказать значительную помощь в подборе нужного материала.

Лариса Шелепина, г. Пенза:

— Скажите, пожалуйста, какую особую молитву надо читать: у меня беда в семье – сын пристрастился к алкоголю. Я православная, но в церковь не хожу, считаю, что Бог находится в душе. Что мне делать?

Митрополит Серафим:

— В первую очередь, нужно начать ходить в церковь, потому что если у человека есть Бог в душе — это очень замечательно. И у нас даже есть пример православных святых, у которых Бог был в душе. К этому примеру, конечно же, можно отнести Марию Египетскую. Она была страшной грешницей, которая осознала это и ушла в пустыню. Там она прожила долгое время, питаясь только тем, что порождала пустынная земля. Перед своей смертью она встретила священника, исповедалась и причастилась. Таким образом, получается, что Мария Египетская за свою жизнь только один раз была в храме.

Ее подвиг и неустанная молитва являются достоверными свидетельствами того, что вне стен церкви тоже можно спастись. Но, на самом деле, это сделать очень сложно. В современном мире тех, у кого совсем другие взгляды на жизнь, много. Например, нас обвиняют в идолопоклонстве. Но ведь это совсем не так, и икона для православного христианина играет огромную роль. Сейчас объясню почему, сильно не углубляясь в богословскую лексику.

Для чего мы храним портрет своей умершей матери? Это память. Иногда всматриваясь в образ своих родных, которые нам близки, мы снова переживаем те замечательные моменты, которые с ними связаны. Почему мы имеем на столе портрет своей семьи? Мы — что, придя домой, их не узнаем, что ли? Это некая любовь, которая выражается так. Обращение к Богу и к святым тоже должно быть для нас памятным, так как нам будет сложно сосредоточиться в одной точке и произносить молитвы. Нужно произносить молитву кому-то. Поэтому в этом смысле с Богом жить в душе очень хорошо, но вот как его в своей душе обрести? Сделать это достаточно сложно. Для того, чтобы быть совершенным, нужно начать именно с практики. Ведь если ты не был ни разу в храме, как можно говорить, что Бог у тебя находится в душе?

Продолжаю далее отвечать на вопрос — нет у нас никаких специальных молитв. Почему? Потому что это не магия, в которой мы прочитали какую-то определенное заклинание, и у нас свершилось волшебство. Молитва — это прежде всего разговор с Богом. Мы просим Господа лишь, наверное, потому часто понимаем, что не всегда властны над теми обстоятельствами, в которые нас ставит Бог. Например, мы не можем остановить течение своей жизни, мы не можем порою изменить свою жизнь, хотя от нас очень многое зависит. Иногда человек поставлен в такие обстоятельства, что он ничего уже не в силах изменить, как не может изменить своего роста, болезней. Никто на этот вопрос никогда не может ответить. Мы, как православные люди, отвечаем на этот вопрос так, что нас Господь ставит в такие условия, которые для нас полезны.

Безусловно, конечно, молитва — это прежде всего стремление изменить самого себя. Мы прекрасно понимаем, что Бог откликается на наши молитвы тогда, когда мы сами становимся чище, поэтому нельзя произнести какую-то определенную молитву, как «Отче Наш» или «Богородице Дево, радуйся», и все в твоей жизни изменится. В первую очередь, ты должен изменить сам себя, изменить подход к жизни, к самой проблеме. Также и пьющий сын: это в какой-то мере больной человек, который уже не в силах совладать над данным недугом.

Конечно, для вас — это христианский крест, который вы должны донести до конца. Смею заметить, что нет случайностей в нашей жизни. Вот мы, например, встречаем того, о ком нужно позаботиться — это Господь направляет этого человека, чтобы мы оказали ему свою милость.

В пример расскажу один библейский сюжет, который происходил в Африке. Там был архиерей, которого все прозвали «милостивым», потому что не было такого человека, которому бы он не помог. Идут они вместе с учеником своим, встречается им на пути просящий нищий — священник подает ему. Идут далее, им снова попадается на пути этот же нищий, который переодел свою куртку, и снова ему архиерей подает. То же самое случается и в третий раз. После чего ученик спрашивает его, не видит ли он, что это один и тот же человек, который их дурит. На что ему святой отвечает: «А ты не думаешь, что это сам Господь искушает нас?»

Да, это определенный подвиг, подходящий лишь для определенного человека. Но смысл заключается в другом: встретив на своем пути человека, мы должны ему помочь.

Александр Балыков, р.п. Пачелма:

— Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие документы необходимо предоставить в епархию для получения благословения на строительство небольшой часовни в селе?

Митрополит Серафим:

— Здесь гораздо все проще. Если есть у человека желание, то должен предоставить хотя бы какой-то эскизный проект или задумку. Если этого нет, то в епархии ему предложат различные варианты, которые он по своим средствам сможет построить.

Сергей Логунов, г. Пенза:

— Здравствуйте, как правильно подготовиться к исповеди? Пойду первый раз, надо ли записать свои грехи на листочке? Или все держать в голове?

Митрополит Серафим:

— Я бы посоветовал их записать, потому что первый раз, находясь на исповеди, человек может растеряться и все забыть. Особо не нужно переживать по этому поводу, так как с каждым разом человек более осознаннее станет готовиться к ней. Нужно помнить, что мы приходим к Богу, а не к священнику, и он является лишь свидетелем нашей исповеди. Главное понимать, что мы действительно согрешили перед Богом и постараться больше этого не совершать. Это самое важное.

Светлана Никонова, г. Спутник:

— Владыка, в нашем городе нет храма. Мы очень хотим, чтобы у нас было место для молитвы.

Митрополит Серафим:

— К сожалению, я еще не встретился с застройщиком, который в свое время обещал построить в Спутнике и мечеть, и храм. Пока еще ни того, ни другого не свершилось, поэтому в ближайшее время я постараюсь с ним встретиться и напомнить про его обещание. Конечно, он не сам будет строить этот храм, но хотя бы выделит для строительства место.

Антон Гуськов, р.п. Тамала:

— Что для человека важнее: честь или душа? Ведь есть такая поговорка: «Жизнь – Отечеству, душу — Богу, а честь — никому?»

Митрополит Серафим:

— Я не думаю, что противопоставление, которое ставит вопрошающий, является необъективным. Почему? Потому что эта поговорка не сводится к тому, чтобы противопоставлять честь своей душе. Это просто неправильное понимание.

Елена Култунова, г. Пенза:

— Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какую икону можно подарить коллеге на день рождения, и какая икона должна быть в доме?

Митрополит Серафим:

— Знаете, здесь я тоже не буду советчиком, так как можно подарить любую икону. Например, можно подарить икону святого, имя которого носит этот человек. Дома обязательно должны быть иконы Божией Матери и Спасителя.

Анонимно:

— Владыка, почему церковь не совершает чин отпевания над самоубийцами?

Митрополит Серафим:

— Дело в том, что самоубийство — это величайший грех, так как те границы жизни, которые определяет нам Бог, мы ни в коем случае нарушать не можем. Это учение церкви. В любом случае все, что нам посылается Богом, посылается по нашим силам. Человек должен все преодолеть и в этих испытаниях только укрепиться.

А когда мы проявляем свое малодушие, церковь считает, что человек самостоятельно отпадает от церковного общения, он себя выводит за некую грань человека-христианина. Поэтому церковь отказывает ему в этом поминовении. Причем отказывает тоже снисходительно, в том плане, что самоубийцу просто не поминают в самой церкви, дома же это делать допускается. Родственники обязаны молиться за того человека, потому что мы не можем знать, как Господь распорядиться судьбой того или иного человека.

Ирина Гаврилова, р.п. Лунино:

— Когда Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь будет преобразована в монастырь?

Митрополит Серафим:

— Ответить точно не могу, этот процесс идет. Дело в том, что большинство помещений занимает общеобразовательная школа. Сейчас, насколько мне известно, есть проект. Село Большой Вьяс активно развивается, ведется строительство новой школы. Я думаю, когда оно завершится, будет монастырь.

Наталья Зверовщикова, г. Пенза:

— Владыка, расскажите, как проходит ваш обычный будний день?

Митрополит Серафим:

— Три-четыре раза в неделю я провожу богослужения. Обычный день проходит так: утром просыпаюсь, молюсь, завтракаю и начинается рабочий день. Либо служба, либо прием посетителей в епархии, либо посещение каких-либо организаций. Если это обычный рабочий день, то он заканчивается уже после семи. Если я совершаю вечернее богослужение, то день заканчивается где-то около восьми.

Юлия Харитонова, г. Пенза:

— Знаю в Пензенской епархии существует суд. За что наказывают священнослужителей?

Митрополит Серафим:

— Священнослужителей наказывают за различные преступления, связанные с церковными законами, положениями и этическим поведением. Если священник в чем-то не соответствует, и на него поступают жалобы от прихожан храмов. Его дело сначала разбирает дисциплинарная комиссия, если она не справляется с этим, оно отправляется в суд, где и обозначают меру наказания.