Как правильно давать деньги? Компетентные мнения о благотворительности сегодня
Журналист
Журналист

Максим Денисов

Не так давно, кажется, в прошлую пятницу, в технопарке «Рамеев» состоялся круглый стол на тему «Как правильно давать деньги», посвященный культуре благотворительности. В качестве спикеров выступили наиболее маститые граждане, занимающиеся в Пензе благотворительностью на постоянной, а в некоторых случаях и на профессиональной основе. Как справедливо заметила редактор «Пенза-Онлайн» Светлана Филиппова, «Для человека свойственно стремление помочь ближнему. Но для него и важно, чтобы его помощь дошла до по-настоящему нуждающегося. Отсель вопрос: Существует ли культура благотворительности, и как правильно ее внедрять?».


  
Этот вопрос, в качестве отправной точки разговора, и был предложен спикерам форума. В таковом качестве выступили Руководитель Пензенского фонда местного сообщества Олег Шарипков, депутат Гордумы Пензы и председатель Правления благотворительного фонда развития татарского духовного наследия «Сияние» Жиганша Туктаров и представители Пензенской региональной общественной организации «Благо Дарю» Ирина Орлова и Сергей Ворсин. И много чего они интересного рассказали.

 

 

Как распознать НКО?


Олег Шарипков свое выступление начал «от Адама», рассказав как вообще зарождались благотворительность и гражданское общество. А также почему Некоммерческие организации (НКО) являются сегодня посредником между гражданами и государством, и почему именно они должны собирать деньги, идущие на благотворительность. Мы эту часть опустим, обоснованно допуская, что читатель на ней заснет.

И берем сразу быка за рога — каким НКО и почему следует доверять свои деньги. Для начала — откуда берутся средства у НКО.

1. И главное — пожертвования граждан,
2. Пожертвования предпринимателей, отличающиеся от первых своими размерами,
3. Гранты различных фондов,
4. Прямая поддержка государства,
5. Предпринимательская деятельность — да, НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, и извлекать из нее прибыль — с единственны отличием от коммерческого предприятия — прибыль не распределяется между собственниками, а целиком идет на уставные цели — на ту же благотворительную деятельность.

Следующий вопрос — как узнать, «правильное» ли это НКО.

1. И главное. Люди, предлагающие сделать вам пожертвование, готовы предоставить полную информацию о деятельности свое организации. У НКО есть юридический адрес, телефоны, по которым вы можете связаться с ними. Они публикуют ежегодные отчеты о своей деятельности (не говоря уже о том, что предоставляют отчеты государственным, в частности, фискальным органам). Вот кстати, для желающих, существует возможность ознакомиться с результатами деятельности самого «Гражданского союза»

2. Эта информация легко находится в Интернете. У нормальной организации, занимающейся благотворительностью, есть свой сайт или, по крайней мере «живая» группа в соцсетях. Кстати, приведен был пример — конкурс на президентские гранты в этом году имел обязательное условие — наличие сайта или группы в соцсетях — иначе заявка уже просто не рассматривалась.

3. Деньги не берутся «из рук в руки» — обязательно есть расчетный счет, на который и предлагается их переводить.

А вот признаки «неправильных» НКО

1. И главное. Эти люди начинают «нагнетать обстановку». Несчастный ребенок завтра умрет, если вы вот сейчас, срочно, не перечислите мне деньги.
2. Пожертвования предлагается сделать не на счет организации, которая подотчетна государству в своей деятельности, а на счета частных лиц.
3. Нет сайта или группы в соцсетях — а если есть — они «пустые». Например, при попытке посмотреть годовой отчет, выходит «Информация от разработчика — «здесь необходимо поместить…». Нет юридического адрес а и прямых контактов — телефона.

 

 

 

 

Домик для бездомных поросят?


В числе прочего Олегу Шарипкову был задан вполне конкретный вопрос относительно недавнего скандала вокруг фонда «Рука помощи бездомным животным». Там произошел конфликт между учредителями и активистами общества, в результате чего поменялось руководство. Естественно, у людей возникает вопрос: если они там заняты дрязгами, то как быть уверенным за судьбу своих денег?

Шарипков разъяснил, что на такого рода скандалы обращать внимание не следует. У конкретного фонда есть финансовая отчетность перед государством, с которой все в порядке. Есть достаточная открытая информация. Но, в то же время имеет место человеческий фактор. На его памяти у данной инициативы меняется уже четвертая группа лидеров. И в этом нет ничего удивительного.

Человек становится активистом благотворительной инициативы по зову своего сердца, начинает он действовать в свободное от работы время. Но постепенно, эта активистская деятельность начинает отнимать у него времени все больше и больше — и встает вопрос бросать эту активистскую деятельность или переводить ее на профессиональные рельсы. На этом многие начинают «ломаться» — и отходят от проекта. Кроме того, существует обычная конкуренция — на репутации — кто самый-самый, кто больше сделал. Это нормальное человеческое свойство — осуждать его бесполезно. В любом случае, это нельзя считать критерием «правильности» организации, следует обращать внимание лишь на приведенные выше.

 

 

 

 

Жертва на храм


Жиганша Туктаров, начиная свое выступление, сразу предупредил, что он выступает не от имени Гордумы и не от имени его партии ЛДПР, а только как председатель фонда развития татарского духовного наследия «Сияние» http://www.bf-siyanie.ru , собирающего деньги на строительство новой Соборной мечети на проспекте Победы. На данный момент фондом собрано около 53 миллионов, при проектной стоимости — 150 миллионов. Что не так уж и мало.

Начинался проект с адресной рассылки с просьбой о помощи к известным людям татарской мусульманской общины. Затем были проведены массовые акции — благотворительные концерты. И, по словам Туктарова, кстати, они дали больший эффект — большая доля пожертвований — это пожертвования от простых людей со скромным достатком.

Как узнать, что твои деньги пошли именно на то, на что их жертвовал? В данном случае очень просто — сайт. На нем отображается каждый переведенный кем-то рубль. Любой может это проверить, и любой может сравнить общую сумму.

Туктаров затронул тему «принудительной благотворительности». По его словам, ему известны случаи, когда на храмы жертвовали из-под палки. Просто, облеченные властью предлагали бизнесу скинуться на «благое дело», а бизнес понимал, что это не то предложение, от которого стоит отказываться. По его мнению, это уже не благотворительность, и для святой цели такой подход недопустим. Фонд «Сияние» изначально отказался от такого подхода, хотя, в принципе, имел такие возможности, в частности имея председателем Попечительского совета губернатора области.

 

 

 

 

Не откупаться, но жертвовать


Менеджер программ Пензенской региональной общественной организации «Благо Дарю» Сергей Ворсин высказал интересную и близкую, на наш взгляд, мысль о том, что давая на улице деньги на какую-то благую цель, вы на самом деле не жертвуете — вы откупаетесь. Дескать, дал я денюжку на что-то, и душа моя спокойна.

На самом деле в благотворительности от благотворителя требуется более серьезный подход. Нужно четко себе представлять: кому вы хотите помочь — старикам, детям, котикам, выбирать информацию об имеющихся программах — и помогать — не обязательно даже деньгами.

Руководитель проекта Ирина Орлова (сама, кстати, многодетная мама) заметила, что в их акциях людям как раз дается возможность помочь не деньгами, а чем-то более конкретным. В частности они проводят в аптеках акцию «Корзина добра» — все желающие, покупая для себя лекарства, заодно могут купить и средства гигиены для детей и опустить их в эту корзину. При этом собранное затем преподносится «особенным» детям (т.е детям особенностями физического и умственного развития, отличающимся от нормы). «Надо видеть их радостные глаза» при этом!» — восклицала Ирина.

К 1 сентября стартовала аналогичная акция в магазинах канцтоваров — помочь детям собраться в школу. Словом, не такое это простое дело — жертвовать. Ему тоже учиться надо!