Зачем нашей области Министерство экономики?
Журналист
Журналист
Андрей Сапунов


«Как обычно, у победы находится сотня отцов, а поражение — сирота»
Галеаццо Чиано, Министр иностранных дел Италии


Каждый раз, когда наш Губернатор докладывает об очередных успехах региональной экономики, наблюдателям хочется взглянуть в глаза и от души поблагодарить того молодца-чиновника, который в условиях экономической турбулентности, непредсказуемой волатильности на мировых рынках, удушающей все живое ставки рефинансирования смог обеспечить устойчивый рост пензенской экономики.



И, естественно, в героях недостатка нет. Здесь и Министр сельского хозяйства Буралков с его теперь традиционными двумя миллионами тонн зерновых, здесь и Министр промышленности Торгашин с постоянно зашкаливающим индексом промышленного производства (а как он считается?), здесь и Зампред по инвестициям — «молодой технократ» Лузгин, ловко жонглирующий миллиардами «вложений в основной капитал» «инвестиционно привлекательной» области, ну и, конечно, главный локомотив пензенского экономического чуда — Министр экономики Капралов.

И ведь не поспоришь — в своем отчете каждый из них красочно описывает тот титанический объем работы, который проделывает возглавляемое им Министерство во благо жителей Пензенской области, перечисляет виды помощи и миллионы рублей господдержки, направленные на развитие местного бизнеса.

Да вот незадача — реальность существенно отличается от презентаций чиновников. Приходит, допустим, некая жительница Спасска, назовем ее Леной, на прием к Губернатору и рассказывает такую историю. Родила Лена добросовестно двух детей, занималась их воспитанием и нигде не работала. Поскольку работы в Спасске нет, ее муж стал работать вахтовым методом охранником в Москве. Нашел там себе женщину помоложе и посимпатичнее и бросил Лену. Алименты, естественно, не платит. Помыкалась горемычная по Спасску — работы нет и тоже поехала в Москву работать, продавщицей. Детей отдала на воспитание бабушке.

И задает она вопрос Губернатору:

«Иван Александрович, можете ли Вы мне помочь найти работу в моем родном Спасске, чтобы я могла быть хорошей мамой своим детям, быть всегда с ними рядом в минуты их радости и горя, и, в конце концов, приносить своим трудом пользу родной Пензенской области, а не чужой Москве?»

Губернатор, естественно, переадресует этот вопрос Лены вышепредставленным героям. И в этом месте начинаются трудности.

Когда мы говорим в общем, то мы видим миллиарды инвестиций в индюшатники, инвесторов-грибоводов в Сердобске, стремительно развивающееся станкостроение, но когда перед нами появляется классический «маленький человек» со своей маленькой проблемой отсутствия рабочего места конкретно в Спасске, выясняется, что НИКТО лично из чиновников Пензенской области не отвечает за создание рабочих мест, никто ЛИЧНО не отвечает за повышение плотности бизнеса и открытие новых производств, и уж, тем более, никто ЛИЧНО не отвечает за то, что десятки тысяч пензяков постоянно «гастролируют» в Москве и других богатых регионах, бросая свои семьи, спиваясь и деградируя.

И здесь мы постарались плавно подвести нашего внимательного Читателя к вопросу: «А как же все-таки нам обеспечить устойчивые темпы создания новых производств, что же за министерство за это должно взяться?».

Формально, «первую скрипку» в экономическом росте благословенной Пензенской области должен безусловно играть Минэк. Ведь именно он замыкает на себя ключевые инструменты поддержки бизнеса:

● Прямая финансовая поддержка бизнеса через субсидии;
● Кредитная поддержка предприятий через Фонд «Поручитель»;
● Имущественная поддержка через сеть инвестиционных площадок;
● Организационная поддержка производителей через Торгово-промышленную палату и ее бизнес-миссии;
● Сеть муниципальных агентств по товарному кредитованию малого бизнеса.

Замыкая на себя весь блок вопросов, связанных с поиском инвесторов, стимулированием экспорта, в целом улучшения инвестиционного климата, кому как не Минэку гордо нести знамя экономического процветания? Однако в реальности все выглядит совсем не так.

Анализируя содержание губернаторских планёрок, мы постоянно наблюдаем воистину спартанскую лаконичность г-на Капралова при обсуждении экономических итогов работы областной экономики. Никаких пояснений, никаких инициатив и предложений, словно экономический рост и Министерство экономики это две параллельные прямые, которые никогда не пересекаются.

С учётом этого у вдумчивых наблюдателей давно возникает вопрос: «А зачем области Министерство, которое, по сути, ни за что не отвечает, не обеспечивает ни одного показателя и единственным результатом которого является озвучивание на заседании Правительства бессмысленного набора цифр, экономическое значение которых сам докладчик, порой, и сам похоже до конца не понимает?».

Развивая эту мысль, дальше мы можем предложить следующую реформу. Блок сводной экономической отчётности в составе отдела передать в состав Правительства, а весь областной блок, работающий на поддержку бизнеса (частично сейчас в Минэке и Минпроме), стимулирование экспорта и привлечение инвестиций объединить в новое Министерство, назовём его условно Министерство экономического роста.

При таком подходе мы наконец избавимся от извечной конкуренции между Минэком и Минпромом, когда первый поддерживает абстрактных «предпринимателей», а последний, ввиду отсутствия реальных региональных мер поддержки промышленности, норовит при любой возможности спихнуть от себя малое производственное предприятие в разряд «субъекта малого бизнеса», чтобы все проблемы этого «субъекта» становились уже проблемами Минэка.

Объединив все инструменты поддержки бизнеса «в одном флаконе» мы создадим уникальный конвейер по созданию новых компаний. Начиная работу с молодежью со средней школы, тренируя у ребят предпринимательские компетенции, новое Министерство подхватит будущих предпринимателей уже в ВУЗе, где поможет оформить их идеи в виде грантов на программу Фонда Бортника «Умник» . Дальше этих «умников» мы проводим через программы «Старт» и «Коммерциализация».

Здесь у наших питомцев уже появляются коммерчески успешные бизнесы, которые могут получить в этом Министерстве нового типа весь спектр мер региональной поддержки. А уже когда наши стартаперы совсем подрастут, мы их нежно и с любовью подведём под проектное финансирование федерального Минпрома.

Таким образом, мы создадим единую точку господдержки для любого бизнеса нашей области: большого и малого, инновационного и традиционного. В области наконец будет сформирован абсолютно исчерпывающий список всех производственных компаний, Министерство будет знать чем «дышит» каждый(!) предприниматель региона, какой он сейчас проект вынашивает и чем ему нужно помочь, чтобы в области появилось ещё 20-30 новых рабочих мест. Только обеспечив индивидуальный подход к каждому производителю, мы сможем обеспечить устойчивый рост инвестиций.

Давно уже пора признаться самим себе, что главный источник роста в нашей области — это не абстрактные зарубежные «инвесторы», а наши доморощенные предприниматели, которые уловив улучшение инвестиционного климата готовы немедленно начать реализовывать десятки проектов.

В тоже время, принимая за основу идею объединения Минэка и Минпрома вокруг задачи интенсификации экономического роста и повышения производительности труда, нам придётся вывести из Минпрома в Правительство Управление транспорта, поскольку его функционал лишь весьма опосредованно коррелирует с задачей экономического роста.

Конечно, все идеи, что мы привели выше, всего лишь плод чисто академических размышлений. Будучи лишь сторонним наблюдателем, возможно, мы не знаем многих нюансов регионального госуправления, делающих наше предложение неактуальным. Поэтому мы с удовольствием предоставляем страницы нашего издания для альтернативных точек зрения, которые, вполне возможно, захотят озвучить представители Министерств промышленности и экономики.

Похожие статьи