19° ... 19°, ветер 4 м/с
94.09
100.53
«Угар» правительственной статистики. Часть 1. Благосостояние наше
Журналист
Журналист
Максим Денисов

У нас очередная радость. Вышла в свет достаточно пухлая (54 страницы) брошюра «О социально-экономическом развитии Пензенской области за 2011-2015 годы. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области в 2016-2020 годах». Брошюра издана на зависть — глянцевая, с красивой цветной инфографикой, ошибками в верстке и гербом Пензенской области на обложке.

Брошюра «О социально-экономическом развитии Пензенской области за 2011-2015 годы. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области в 2016-2020 годах»

Этот герб — единственное указание на происхождение издания — какие-либо выходные данные отсутствуют. Нет, мы-то, конечно, знаем, откуда мы сами ее получили. Поэтому имеем представление о том, кто ее издал, но вот сторонний человек возьмет в руки — и будет гадать… Вот такие скромные труженики работают у нас на площади Ленина. Скромничают они и в другом. Издание не сопровождается никакими пояснениями по поводу того, с какого потолка взяты приведенные в нем данные, нет ни слова про применяемые методики* — в общем, читателю просто предлагается, не задаваясь лишними вопросами, погрузиться в волшебный мир цифр и графиков.

Мы окунулись в него с головой.

*Читателю может показаться очевидным ответ - Пензастат же! Но все не так просто. В частности, Минэкономики, по крайней мере, в бытность министра Сафоновой, удивлял настоящей цифровой эквилибристикой по части «процентов роста». Как это делается, можно пояснить на простейшем примере — в каком месяце у вас был больший денежный доход — в январе или декабре? Означает ли это, что ваш доход вырос за год на столько или правильнее сравнивать с предыдущим декабрем? Чаще всего, это, конечно, было не так грубо, но смысл был тот же.

Макроэкономика


Начинается все очень солидно — разделом «Макроэкономическая ситуация. С самого начала нас ободряют фразой «За последнее время произошли позитивные сдвиги в экономике региона и уровне жизни населения. Никто и не сомневался. Этот факт отмечается давно и повсеместно – Пензенская область островок стабильности в бушующем море экономического кризиса. Это пусть президент страны и федеральное правительство говорят о падении экономики, инфляции, снижении реальных доходов населения… Это их заботы, нас здесь они не касаются — в Пензенской области всегда и неизменно - «позитивные сдвиги в экономике» и «рост уровня жизни»!

Чем подкрепляются такие утверждения? Динамикой валового регионального продукта (ВРП). Именно это, по мнению авторов брошюры, является «объективным показателем вклада в экономику страны». За 2014 год рост ВРП по области составил 3,3, при том, что в целом по стране он всего лишь 1,3%. Живем! Авторы также не преминули заметить, что вклад в общий объем ВРП по Приволжскому федеральному округу составляет 3,2%, по каковому показателю мы обошли Ульяновскую и Кировскую область, республики Чувашию, Мордовию и Мари Эл. Это очень хорошо, когда есть над кем надмеваться.

Вот только, если посмотреть на данные по населению, то выяснится, что Пензенская область опережает ровно те регионы, которые превосходит по численности жителей. А вот про место по ВРП на душу населения… вы, наверное, уже догадались, что авторы скромно промолчали, вероятно, чтобы не добивать уж окончательно кировчан и марийцев. Зато отметили, что он вырос, по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза. Мы же вспомнили, что доля населения Пензенской области в ПФО равняется 4,5%. А ВРП - 3,2%. Ну да ладно.

Уровень жизни


Федеральные власти в России считают, что главным показателем уровня жизни в стране являются реальные доходы населения. Они, как мы неоднократно уже писали, в последнее время неуклонно снижаются. Поэтому правительство страны и признает открыто - людям становится жить хуже.

Только не в Пензенской области. Про «реальные доходы» здесь не пишут. У нас пишут «Основными факторами, оказывающими влияние на динамику денежных доходов, является уровень заработной платы, своевременность ее выплаты, а также проводимая политика по социальной поддержке населения.

Начнем, как и авторы брошюры, с последней. Общие расходы на меры социальной поддержки населения ежегодно увеличиваются — рапонтует брошюра. В 2011 году - 4,1 млрд. рублей, в 2013 - 4,7 млрд., в 2015 - 4,9 млрд.! Мы со своей стороны, на основе приведенных в брошюре данных, рапортуем о другом. Объем денежных средств на выплату пособий семьям, имеющих детей (обеспечение питания кормящих матерей, детям до 3 лет, одиноким матерям, многодетным семьям) неуклонно сокращается. В 2011 году —1 001,5 млн. рублей, 2013 - 996,8 млн. рублей, в 2015 - 879,5 млн. рублей. Вот они национальные приоритеты!

А вот их последствия — За 2015 год в области отмечены снижение рождаемости и рост смертности населения. Естественная убыль населения в 2014 году (коэффициент из расчета на 1 000 человек) составляла 4,0, а в 2015 году — уже 4,2.

Но вернемся к неуклонному росту благосостояния населения. «Среднедушевые денежные доходы за последние пять лет выросли на 8,5 тыс. рублей, или в 1,7 раза и составили в 2015 году 21 470,9 рублей в месяц». Подобные цифры неоднократно подвергались сомнению с традиционными указаниями на «среднюю температуру по больнице», «одному капусту, другому мясо, а в среднем голубец» и т.д. Но мы не про это Мы сопоставляем эти цифры с цифрами, приведенными в разделе, озаглавленном «Динамика основных показателей уровня жизни», хотя речь в нем идет о средней зарплате бюджетников.

Идет в форме рапорта о выполнении Указа Президента РФ в сфере повышения зарплат бюджетников (кстати, это одно из немногих мест в брошюре, где таки вспоминают о «майских указах»). Так вот, несмотря на то, что зарплата у бюджетников увеличилась — у кого на 0.7%, а у кого и на 1,8% (при инфляции в 10%), средний уровень она превышает только у врачей (34,5 тыс. рублей), приблизительно на уровне (по 22,3 и 23,2) — у педработников дошкольного и общего образования. А вот у младшего и среднего медперсонала, социальных работников, работников культуры - она ниже. Ниже она и у преподавателей и мастеров НПО и СПО. Опять-таки, это к вопросу о приоритетах —у нас много говорят о профессиональном образовании, возрождении престижа рабочих профессий и т.д. А кто учить-то будет?

Продолжение следует…

Фото автора


Похожие статьи