Снятся людям иногда деньги в моногородах
Журналист
Журналист

Максим Денисов

Четыре города нашей губернии получили исторический шанс рвануть вперед в своем развитии за счет федеральных средств. Но рванут ли? И что делать остальным?

На днях в Правительстве области состоялось подписание соглашения между регионом и Фондом развития моногородов. Согласно нему четыре города Пензенской области могут получить значительные федеральные средства на свое развитие.

Для начала — что такое моногорода. Это города, построенные вокруг заводов, чтобы поддерживать их непрерывную работу. Некоторые из них начали появляться еще в XVIII веке. Затем — в большем количестве на рубеже XIX и XX веков — во время большого промышленного подъема в России. Ну а большинство — следствие грандиозных советских проектов.

Сейчас большинство из них пребывают в депрессивном состоянии. Главная проблема — упадок градообразующих предприятий, начиная с 90 годов прошлого века. Как следствие — отсутствие рабочих мест, перспективы, отток экономического населения, унылые условия «дожития» для таковую активность утративших.

 

Хороший такой Фонд

На сайте Фонда сообщается, что в июле 2016 года Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте Российской Федерации определил одним из этих стратегических направлений — модернизация моногородов. Социально-экономический потенциал этих городов очень велик. Для того чтобы его реализовать в полной мере, были сформулированы главные задачи проекта:

 

  •         диверсифицировать экономику моногородов;

  •         создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса;

  •         создать новые рабочие места;

  •         сделать моногорода комфортными для жизни.

 

Национальный проект охватывает 319 городов. До конца 2018 года в рамках проекта должно быть:

  •    создано свыше 200 тыс. рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием;

  •    привлечено инвестиций в основной капитал в объеме 317 млрд руб.;

  •     значительно улучшено качество городской среды.

 

Ну, понятное дело, для финансирования такой масштабной задачи нужен Фонд. Заключенное с ним соглашение дает возможность компаниям-резидентам получить государственное софинансирование на реализацию в границах моногорода инвестиционных проектов. Средства предоставляются в форме невозвратной субсидии или займа.

На упомянутом выше совещании в правительстве области, глава Фонда Илья Кривогов заявил:  

«Фонд финансирует серию  проектов в городах Российской Федерации, и когда мы заходим на одну территорию, поддерживаем один город, команды других, как правило, включаются и возникает здоровая конкуренция. Мы бы хотели, чтобы в вашем регионе эта конкуренция появилась, и Фонд смог поучаствовать в нескольких проектах, это абсолютно реальная возможность».

 

Что наши?

В число 319 городов, признанных федеральным правительством «моно», вошли 4 пензенских. Это Сердобск, некогда сосредоточившийся на ныне почившем часовом производстве.

Это Никольск, с его производством стекла.

Это Мокшан, как-то тоже ставший специализироваться фактически на выпуске кондитерской продукции.

И это ЗАТО «Заречный». Здесь особый статус закрытого города, и особые условия. Которых мы касаться в этой статье не будем.

Надо сказать, что все четыре наших города отнесены по градации Фонда к наиболее благополучной категории «моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией». Потому очередь до них у Фонда дошла не сразу. Но дошла. Во многом благодаря активности губернской власти.

 

Что это дает нашим моногородам прямо сейчас?

Ну, вот было сообщено, например, что в Мокшане группа компаний «Ташир» планирует построить теплицы по выращиванию овощей. Губернатор, который должен был лично подписать с компанией, заявил, что «компания планирует также «реанимировать проект по розам».  По розам, который реанимировали уже столько раз и вбухали в него столько средств… уже, конечно, не смешно. Но так-то проект вполне может рассчитывать на поддержку Фонда.

В Сердобске Кривогов заявил, что у города есть возможность войти в программу по строительству необходимых коммуникаций. Речь шла об обеспечении таковыми Сердобского агропромышленного парка, куда приходят резидентами ООО «Грибная компания» по строительству комплекса для выращивания грибов и ООО «Технокорд» по строительству завода глубокой переработки пшеницы.

В Никольске при поддержке Фонда планируют привлекать новых инвесторов и развивать собственный малый и средний бизнес, связанный с производством изделий из стекла. При этом там уходят от зависимости именно от градообразующего предприятия — завода светотехнического стекла, и переключаются на новые направления, на которых востребована квалификация работников — производство оптического стекла, декоративных стеклянных отделочных материалов. К 2019 году там планируют создать 400 новых рабочих мест и привлечь инвестиций на 450 миллионов рублей.

 

Нормальная жизнь в комфортной среде

При поддержке Фонда реализуется национальная программа благоустройства общественной среды моногородов. Понятно, что людям нужно не только работать, есть и спать. Где обеспечиваются только эти три составляющие — жить современному активному человеку неохота. Потому поддерживается программа «Пять шагов благоустройства», которая включает в себя благоустройство оживленного общественного пространства (вокзалы, площади, скверы), создание возможностей для времяпрепровождения молодёжи, обновление городских достопримечательностей, обновление или создание объектов социальной инфраструктуры, активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений.

Все четыре пензенских моногорода представили на помянутом совещании свои программы, встретившие одобрение у главы Фонда и губернатора области.

 

Некоторые сомнения

И все бы хорошо… Но возникают некоторые сомнения. Особенно после прочтения Отчета Счетной палаты по деятельности Фонда. Возникает впечатление, что не только для того он создавался, чтоб моногородам помогать. А для того, для чего и все у нас создается.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014 – 2016 гг.

Было выяснено, что по состоянию на 16 ноября 2016 года было заключено 16 соглашений с субъектами РФ. Сумма обязательств Фонда по ним 8,2 млрд. рублей. Было перечислено 2,9 млрд. По 3 моногородам строительство объектов инфраструктуры выполнено. По 6 - продолжалось. По 4 было приостановлено (причем было потрачено уже полмиллиарда). А по 3 софинансирование не осуществлялось вовсе.

По приостановленным проектам, кстати Кривогов давал пояснения на совещании следующего характера - находились инвесторы, под них строилась инфраструктура, но они затем меняли планы… Бывает! И, судя по отчету, часто.

Ключевые факты, выявленные проверкой таковы:

1.Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» создана на основании решения единственного учредителя – Внешэкономбанка, взнос которого составил лишь 16,4 млн. руб.

2.В 2014-2015 гг. в Фонд из федерального бюджета в виде субсидий направлено 7,5 млрд. руб. В текущем году - 7,2 млрд. руб.

3.Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 г. составлял 2,2 млрд. руб. До 1 января 2016 г. субсидия перечислялась на расчетный счет Фонда во Внешэкономбанке.

4.За два года доходы Фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн. руб.

5.За счет субсидии осуществляются расходы на содержание Фонда, которые за период 2015-2016 гг. составили 410,6 млн. руб.

То есть федеральные деньги шли в банк-учредитель некоммерческой организации. Где себя прекрасно чувствовали (14,7 - 2,9 =11,8 млрд. рублей там лежали себе на момент проверки и работали похоже… на банк), принося доход НКО. Ну а часть средств - немаленькая, шла на содержание самого Фонда. Неплохо так!

Вывод проверки вообще вгоняет в уныние

 

«Проверка показала, что социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается, при этом бюджетные расходы увеличиваются. В целом существующая система государственной поддержки моногородов характеризуется формализмом и отсутствием исполнительной дисциплины, а также отсутствием ответственности за принятые решения и их последствия».

 

А остальным-то что?

Ну ладно! В конце концов — тоже мне открытие! Все знают, чем у нас в стране фонды всякие занимаются и для чего они существуют. Но ведь что-нибудь все равно будет по делу использовано! Вон, все-таки в 3 городах получилось! Авось и наши 4 — тоже в счастливчиках окажутся.

Но остальные то? А для остальных пока видится картина, нарисованная в статье Е.Малышева, републикованной  и нашим изданием.  И нет для них не то, что софинансирования фондового, программы никакой нет. Одни только пожелания, да советы бизнес для решения социальных задач привлекать!

P.S.

Глава «Термодома» Рафик Ибрагимов, кстати, присутствовал на заседании и поинтересовался, а нельзя ли и «Спутнику» поиметь что-то с программы? Можно - ответил Кривогов, — если присоединитесь территориально к какому-то городу из списка. Ну вот ждем теперь, когда Спутник частью Мокшана станет.

 

Похожие статьи