Рисковые парни или деньги из воздуха
Журналист
Журналист
Павел Романов

Как правило, конторы, занимающиеся «обналичкой», существуют всего несколько месяцев. Потом они в целях безопасности либо самоликвидируются, либо (если рискнут продолжить свою деятельность) имеют все шансы стать объектом пристального внимания со стороны правоохранительных органов, что и случилось с пензенскими теневыми банкирами. Но они, видимо, изначально рассчитывали на поддержку высоких покровителей.

Деньги

Пять тысяч – не деньги


В ноябре прошлого года в Пензе сотрудниками УФСБ была задержана преступная группа из четырнадцати человек. Впрочем, преступная она или не преступная, решать все равно суду. Если он, конечно, когда-нибудь состоится. И все же…

Областное следственное управление СК РФ по материалам, предоставленным пензенскими чекистами, сразу же возбудило в отношении задержанных уголовное дело по трем статьям УК РФ – создание преступного сообщества (от трех до десяти лет лишения свободы), незаконная банковская деятельность (от трех до семи лет) и неправомерный оборот средств платежей (от четырех до семи лет). А далее, как и полагается, обыски на квартирах и в офисах, изъятие документов, печатей и еще много чего интересного.

Например, у одного из фигурантов в ходе расследования, по некоторым данным, была арестована целая дюжина престижных иномарок. Это всего лишь один небольшой эпизод, но для нашей истории весьма показательный.

В списке все сплошь знакомые фамилии, включая детей известных пензенских бизнесменов, «будущее» России, золотую молодежь, выкладывающую в соцсетях фотографии из ночного клуба, на которых они прикуривают сигары от пятитысячной купюры. Пенсионерам (некоторые из них целый месяц живут как раз на те несчастные пять тысяч) невозможно понять этих молодых людей. Но им-то почему бы на самом деле не позволить себе такую «мелочь», если средства позволяют?

Дело пахнет миллиардами


А вот, что заявил по этому поводу начальник СУ СК Олег Трошин на итоговом совещании в конце прошлого года в присутствии губернатора Ивана Белозерцева (речь на нем шла, в том числе и о борьбе с организованной преступностью): «Сейчас в производстве находится громкое уголовное дело о незаконной банковской деятельности. Оборот организации составлял более 20 (!) миллиардов рублей. Установлено, что клиентами банка являлись 1 тысяча 234 организации, зарегистрированные в Пензенской области. 66 из них – бюджетные».

Вот такая интересная вырисовывается картинка. Если учесть, что наряду с организаторами «обналички» солидарную ответственность несут и их клиенты за уклонение от уплаты налогов, значит, нужно возбуждать уголовные дела на все 1234 организации. При этом несложно представить масштабность финансовых мероприятий, проводимых этими компаниями. Но будут ли они реально возбуждены? Вопрос.

Не знаю, насколько серьезно губернатор оценил масштабы незаконных финансовых операций, ведь речь идет о сравнительно молодом виде криминального бизнеса. Начавший раскручиваться в 90-ые годы прошлого века, наибольшее распространение он получил в последнее десятилетие, опутывающий, словно спрут, постепенно всю страну.

Экономический парадокс


Если говорить коротко, то «обналичка» – это процесс создания предприятием (заказчик) фиктивных затрат с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Деньги за минусом процентов, получаемых хозяевами фирм-однодневок (исполнители) возвращаются предприятию в наличной форме. При этом издержки обналичивающих контор весьма невелики, а вот доходность наоборот очень высока.

Что примечательно, существует два типа предприятий. Одни пользуются услугами фирм-однодневок, другие – предпочитают от них дистанцироваться. Поэтому у вторых себестоимость продукции гораздо выше. Соответственно, конкурентоспособность в разы хуже. Так что легальный бизнес дело хлопотное и, к сожалению, зачастую убыточное. Как же в таком случае сохранить баланс? Ответ лежит на поверхности.

В свое время в свет выходил журнал под названием «Экономические преступления» (да, было и такое издание). Он давал короткое, но емкое определение процессу незаконного обналичивания. Наверное, все, кто связан с бизнесом, об этом прекрасно осведомлены. Ну а для тех, кто не знает, небольшой ликбез.

Итак, «обналичка» это: «Совершение мнимой сделки предметом, которой служит обязанность исполнителя выполнить работы, оказать услуги или осуществить поставку товарно-материальных ценностей заказчику, которая фактически не исполняется. При этом заказчик услуги обналичивания изготавливает фиктивные первичные бухгалтерские документы (акты выполненных работ, счета-фактуры и т.д.), подтверждающие исполнение основного договора. На основании этих документов в данные налоговой отчетности заказчика вносятся заведомо ложные сведения. Денежные средства заказчик перечисляет на расчетный счет исполнителя, который по фиктивным документам обращает их в наличную форму. Затем наличные деньги передаются заказчику за вычетом суммы вознаграждения». Как видим, все просто и незатейливо.

Хроника Пензенской «обналички»


Октябрь 2012 года. Возбуждено уголовное дело по факту вывода денежных средств компанией «Скат», имеющей признаки фирмы-однодневки, из ОАО «Брянскэнергосбыт» на сумму 125 миллионов рублей и ОАО «Смоленскэнергосбыт» на сумму 100 миллионов рублей. Незаконное обналичивание данные фирмы осуществляли через счета в столичном «Маст-банке» и «Мастер-банке». В нашей губернии в свое время были зарегистрированы аж четыре фирмы под названием «Скат». Все они, как не трудно догадаться, прекратили свое существование.

Май 2013 года. Завершено расследование уголовного дела в отношении 43 летнего жителя областного центра и его 34-летней супруги. По данным следствия, с июля 2008 года по декабрь 2011 года обвиняемые осуществляли незаконную банковскую деятельность без регистрации и лицензии, заключающуюся в использовании счетов подставных фирм и лжепредприятий для обналичивания денежных средств действующих коммерческих организаций.

За свои услуги они получали от одного до двенадцати процентов от суммы перечисленных денег. Общий оборот обналиченных денежных средств составил более восьмисот миллионов рублей. Обвиняемые получили доход в размере 35 миллионов рублей от обналиченных денежных сумм. Уголовное дело составило 49 томов, было допрошено более ста свидетелей.

Тайна за семью печатями


И это лишь вершина айсберга. География распространения криминального бизнеса гораздо шире. Что касается дела «четырнадцати», то в ведомствах, его раскручивающих, очень скупы на любую информацию. А уж интригу они создать умеют. Даже самые смелые источники в разговоре лишь разводили руками. Увы, без ведома руководства ни одного лишнего слова. Что уж тут говорить о пресс-службах, повторяющих заученную фразу «Следствие продолжается». Понять их в принципе можно – у теневых банкиров очень хорошие адвокаты. А Пенза, как известно, не Москва. И все же, исходя из вышеизложенного, наши спецы по незаконному обналичиванию оказались круче всех (считай, почти половину губернского бюджета в тень вывели). И не знаешь, то ли этому радоваться, то ли огорчаться.

И еще в качестве реплики. В начале 2000-х автор этих строк встретил своего знакомого из органов, занимавшегося как раз борьбой с экономическими преступлениями. Тот посетовал, что его коллега перед увольнением выгодно продал одно интересное уголовное дело. Буквально увел у него из-под носа.

«То есть как продал?» – удивился я. «Ты будто с луны свалился, – засмеялся мой собеседник. – Закрыл его за определенную сумму. Ну, ничего у меня в запасе еще три хороших дела есть».

Я ни на что не намекаю, никого не подозреваю. Просто в нашей жизни и такое случается. Так что поживем – увидим.

 Мы еще вернемся к данной теме. А сегодняшний материал – лишь первый в череде статей, касающихся темы финансовых операций.

Похожие статьи